История » Военный коммунизм

Военный коммунизм
Страница 4

Ленин! Умоляем Тебя - Владыко насилия, бесправия и поругания человеков - и тобою рожденного растлителя России Троцкого, уясните нам, кто вы именно? Подлые ли ставленники Вильгельма, предатели, ведущие окружным путем к монархизму и уже достигшие цели, или глупые идиоты, дегенераты, мечтающие растлить государство; убить культуру, основать пастушескую идиллию, блаженство (Диогеновское) в бочке, так это и без вас было ясно. Так впрочем шпионы ли вы или дегенераты, идиоты, то и другое неутешительно, радости мало, но дело вот в чем: вы то уедете и б.м. [быть может]Вильгельм даст вам пенсию и пр., а нас всех передавит как мышей, завели вы нас в трясину, подлые вы людишки. Посланных из Орла агентов убить Вас бойтесь, т.к. они члены губернского исполкома и поехали из мести убить Вас.

28 июня 1918 г.

РЦХИДНИ. Ф.5. Оп.1. Д.1501. Л.20-21(об). Подлинник. Рукопись.

Истерическое, полное нелепых преувеличений и угроз, это письмо тем не менее содержит определенный момент исторической рефлексии, отражая постепенно разгорающийся конфликт между новой властью и церковью. В содержании сквозит свойственный обывательскому сознанию антисемитизм, ненависть к инородцам, с которыми иногда ассоциировалась новая власть. Звучит трактовка большевиков как предателей и германских шпионов. Пожалуй, более или менее достоверным фактом в письме можно считать попытку реквизиции для общественных нужд подводы с лошадью, убийство красноармейца и наложенный затем арест на монастырь. Подобные конфликты были нередкими. В частности, в 1919 г., как сообщалось в одном из писем того времени, была подвергнута аресту Троице-Сергиева лавра, так как высказывалось подозрение в участии монахов в заговоре Национального центра: «Лавру прикрыли, богослужения нет, богомольцев не пускают. Лавру караулят красноармейцы. У всех ворот стоит вой и плач».

Большинство жителей России были верующими. Столкновение нового революционного сознания с религиозным было неизбежным. Что из этого вышло, нам еще предстоит увидеть. В новых идеях, которые несли в массы большевики, смешались благородные порывы, элементы наскока на безграмотность, налет на религию, на церкви и монастыри. В городе и деревне проводились массовые агитационные кампании, театральные постановки, проникнутые революционным духом, где главными врагами народа выступали «буржуй», «поп» и «кулак». «У нас открылись два кинематографа, два клуба, два сада, не считая старых, и в нашей деревушке это большое счастье», - сообщалось в одном из писем со ст. Бологое Новгородской губернии в июне 1919 г. В другом письме из Ельца Орловской губернии говорилось: « . переименовали все учебные заведения в трудовые школы, а дети с января [1919 г.] бьют баклуши: педагоги не подготовлены к этому новшеству». В Вятке была произведена мобилизация всех интеллигентских сил города для вечерних занятий с неграмотными. Один из деревенских авторов из Курской губернии сообщал, что « . комиссар приносит книжки, раздает их грамотным, а неграмотных собирает вокруг себя и читает или рассказывает . о значении коммунистического хозяйства. Как его строить и какая от этого бывает польза.» Шли из разных мест сообщения об организации коммун, « некоторые деревни согласились, другие против».

В годы гражданской войны в Советской России было создано около 17 тыс. коммун и других коллективных хозяйств. В те годы они стали элементом новой жизни. Опыт существования коммун в первые годы после революции, безусловно, наложил отпечаток на последующий период советской истории, сказался на отношении к массовой коллективизации деревни. Большое впечатление в обществе оставили коммунистические субботники. Однако старые традиции и нормы зачастую оказывались сильнее. Так, в д. Павлюхи Тверской губернии похороны большевика без отпевания вызвали всеобщее возмущение народа.

Военный коммунизм предусматривал превращение Советской республики в военный лагерь. Красноармеец - «человек с ружьем» стал непременным атрибутом каждодневной жизни не только на фронте, но и в тылу. За годы гражданской войны численность Красной Армии возросла с 300 тыс. до 5.5 млн. человек. Естественно, что такие огромные людские конгломераты впитывали в себя самые разношерстные элементы с разными взлядами и настроениями, не исключая крайне враждебных по отношению к новой власти. Этим отчасти объясняются поражения Красной Армии на фронтах гражданской войны, частые случаи измены. Об этом же говорит одно из антисоветских писем Ленину от 25 декабря 1918 г., которое полностью приводится ниже.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Россия в конце 16 начале 18 вв. Царствование Федору Ивановича. Правление Бори Годунова. Начало смутного времени
18 марта 1584 г. умер Иван Грозный. Царевич Федор, наследник Ивана Грозного, не отличался силой воли и «мало имеет собственного ума». Единство в созданном по воле Ивана регентском совете при неспособном к самостоятельному правлению Федоре Ивановиче длилось недолго. Развернулась упорная борьба. Большим влиянием пользовалась княжеско-бояр ...

История и понятие библиографии
С древнейших времен существовали перечни книг отдельных библиотек и встречались записи, говорящие о книгах. До книгопечатания книги обозначались первыми словами текста и лишь позднее стали придавать значение фамилии автора, а при совпадении фамилий принимали во внимание и имена. Библиография в России прошла долгий и сложный путь развит ...

Сакральный строй
Религиозные верования и религиозная организация народа никогда не остаются без влияния на его жизнь и его правовые учреждения, и чем древнее эпоха, тем значительнее, по общему [с.42] правилу, это влияние. У одних народов влияние религии сильнее, у других слабее; у индусов или египтян, например, оно было настолько сильно, что всему их го ...