Становление политических, дипломатических и экономических
отношений между Казахстаном и УзбекистаномСтраница 2
Современная история взаимоотношений Казахстана и Узбекистана
проанализированы приоритетные направления сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном, экономические связи между двумя государствами, социально-экономическое положение казахской ирреденты в Узбекистане и узбекской диаспоры в Казахстане, решение пограничных территорий.
Основные этапы развития казахстанско-узбекистанского сотрудничества
исследуется эволюция отношений между двумя республиками в дипломатической, экономической и гуманитарной сфере.
Важным событием в казахстанско-узбекистанских отношениях явился официальный визит Президента Казахстана Н.А. Назарбаева в Республику Узбекистан 30-31 октября 1998 года, в ходе которого были обсуждены проблемы двустороннего сотрудничества и подписаны 8 документов: Договор о вечной дружбе, Договор об углублении экономического сотрудничества на 1998-2007 гг.; Программа экономического сотрудничества на 1998-2007 гг.; Соглашение о сотрудничестве в области поисков, разведки и разработки месторождений нефти и газа; о производственной кооперации; о сотрудничестве и таможенных делах; о сотрудничестве в борьбе с преступностью; о сотрудничестве в области образования; о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между акиматом города Астаны и хокимиятом города Ташкента.
Военная сфера также является индикатором сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном. Казахстанско-кыргызско-узбекистанское межправительственное Соглашение о военно-техническом сотрудничестве от 8 июля 1994 года направлено на решение вопросов «материально - технического обеспечения вооруженных сил, поставках вооружения, техники, боеприпасов» [14].
В годы независимости сотрудничество между двумя странами поднялось на новый уровень развития. Особо важным этапом в дальнейшем углублении экономического объединения региона стали визиты И.А. Каримова в Казахстан в 1997 и 2006 годах, визиты Н.А. Назарбаева в Ташкент в 1998 и 2000 годах. За прошедшие годы стороны подписали более 170 межгосударственных и межправительственных документов. В настоящее время Казахстан и Узбекистан успешно взаимодействуют и в рамках международных, региональных организаций, таких как СНГ, ШОС и ЕврАзЭС. Возрастает товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном. При этом лидирующие позиции занимают сферы транспортно-коммуникационных услуг, Машиностроительной промышленности и сельскохозяйственной продукции. Если в 2002 году товарооборот двух стран составлял 263,3 млн. долларов, то в 2006 году он вышел на отметку полмиллиарда долларов [15].
Очевидно, что постоянный диалог и расширение торгово-экономических связей между соседними государствами отвечает стратегическим задачам и национальным интересам обоих государств. В то же время такой формат общения способствует углублению двустороннего сотрудничества.
Вопросы диаспор и проблемы делимитации казахстанско-узбекистанских границизучается социально-экономическое положение казахской ирреденты в Узбекистане и узбекской диаспоры в Казахстане как факторов сближения между республиками. Следует учесть, что без освещения данной проблемы нельзя раскрыть процесс государственной делимитации и демаркации границ между двумя государствами.
Узбекская диаспора Казахстана активно стремится к изучению родного языка и сохранению своей национальной культуры, что подтверждено фактом открытия узбекского театра в Шымкенте, увеличения тиражей периодических изданий, активного участия в различных культурно - массовых мероприятиях узбекского центра. Именно наличие своей специфичной культуры делает сообщество людей определенным этносом, а её диаспора взаимообогащает культуру и духовную жизнь республики. В начале XXI века в 83 узбекских и 64 смешанных школах Казахстана обучалось более 85 тыс. учеников, ежегодно школы выпускают более 5,5 тыс. выпускников. В Казахстане организовано 30 узбекских детских садов, в них воспитывается более 2000 детей [16].
Делимитация границы между Казахстаном и Узбекистаном была сложной проблемой, прежде всего потому, что практически невозможно было установить абсолютную истину о принадлежности тех или иных территорий какому-либо одному государству. Исторически на этих землях жили казахи, узбеки, таджики и представители других народов. В разные периоды создавались и распадались государства, а вместе с ними менялись и границы. В период советской власти границы между республиками изменялись несколько раз. Например, если в 1924 году в результате политики размежевания Каракалпакстан отошел в состав Казахской АССР, то в 1936 году по решению Центра республика вошла в состав Узбекской АССР. В связи с этим аппеляция к истории в данном случае была бы не совсем правомерной, а манипуляции различными историческими хрониками могут привести только к эскалации напряжения в отношениях между двумя странами.
Социально-экономическое развитие и политика правительства в первой половине
18 века
Реформы Петра практически не внесли никаких существенных изменений в систему земледелия, прежними оставались орудия труда, агротехника и сельскохозяйственные культуры. Производство сельскохозяйственных продуктов росло за счет распашки и включения в постоянную обработку новых территорий на юге и востоке страны.
Серьезные изменения произ ...
Вступительная часть.
Актуальность рассматриваемой темы «Основные тенденции развития органов внутренних дел России в 80-е - 90-е годы» не вызывает сомнения.
Можно сказать, что это переломный период, не только для правоохранительных органов, но и для законодательной, исполнительной, судебной систем, происходит реформирование государственного строя Советского ...
Борьба за выбор пути общественного развития России в марте-октябре 1917
года
Итак, Февральская буржуазно-демократическая революция стала историческим фактом. Ее успех предопределялся тем, что в ликвидации самодержавия были заинтересованы все слои российского общества, исключая консервативных помещиков, высшее чиновничество, генералитет и другие монархические элементы, которые составляли ничтожную долю населен ...