История » Отечественная история » Россия на пути современной модернизации

Россия на пути современной модернизации
Страница 1

После распада СССР началось развитие России как суверенного государства, вставшего на путь современной модернизации. Одним из ее направлений стала радикальная экономическая реформа, целью которой был перевод экономики на рыночные методы хозяйствования. Ее программа, разработанная под руководством Е. Т. Гайдара, была принята в октябре 1991 г. и начала осуществляться с января 1992 г. под названием «шоковой терапии». Одной из первых мер стала либерализация цен, с осени 1992 г. стала осуществляться приватизация государственной собственности сначала на основе ваучеров, а с 1994 г. – свободной продажи акций предприятий. В результате в руки частных предпринимателей перешло 110 тыс. предприятий. Новые формы хозяйствования появились и в аграрном секторе – в 1999 г. акционерные общества, товарищества и кооперативы составили 65,8% сельхозпредприятий. Но перестройка экономики сопровождалась серьезными негативными явлениями: объем промышленного производства сократился на половину, сельскохозяйственного – на одну треть, в сотни раз выросли цены и началась гиперинфляция, в результате чего более 40% населения оказалось ниже черты бедности. Падение производства удалось приостановить лишь к концу 90-х гг., а в начале 2000-х гг. началась некоторая стабилизация экономики.

Вторым важным направлением модернизации стало формирование новой российской государственности, причем происходило это в условиях острого противостояния законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) и исполнительной (президент) ветвей власти. Оно усилилось осенью 1993 г., когда президент Б. Н. Ельцин распустил представительные органы, а после их отказа выполнить этот антиконституционный акт, приказал расстрелять здание, где они располагались. После этого была прекращена деятельность советов всех уровней, а 12 декабря 1993 г. на референдуме принята Конституция Российской Федерации, объявлявшая Россию демократическим федеративным государством с республиканской формой правления с президентом во главе. После этого началось формирование новых органов власти, причем выборы в Государственную Думу – нижнюю палату российского парламента (Федерального Собрания) проводились уже 12 декабря, т.е. одновременно с референдумом. Если состав первых двух Дум (1993 и 1995 гг.), выборы в которые проходили в условиях углублявшегося экономического кризиса и падения уровня жизни населения, был оппозиционный, последние выборы (1999 и 2003 гг.) показали усиление позиций центристов, поддерживавших президента, что способствовало стабилизации системы власти и повышало эффективность ее деятельности. Пост президента с декабря 1999 г. занимает В. В. Путин.

Одновременно с перестройкой экономики и политической системы российскому руководству пришлось решать ряд других сложных внутренних и внешних проблем. Первоочередной из них было сохранение целостности страны, так как с распадом СССР не исчезли сепаратистские тенденции и отношения федеральных властей с отдельными субъектами РФ складывались очень непросто. Один из острых очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе, где дважды (1994-1996 гг. и 1999-2002 гг.) он приобретал характер войны между чеченскими сепаратистами и официальной властью. Еще в марте 1992 г. был подписан Федеративный договор, определявший разделение полномочий между центром и республиками. Конституция 1993 г. стала важным шагом в укреплении единства России.

Радикальные преобразования в социально-экономической области не могли не сказаться на культуре, которая получила не только освобождение от государственного диктата, но и лишилась гарантированного заказчика и материальной опоры. От резкого сокращения государственных ассигнований пострадали все отрасли культуры, в первую очередь образование. Закон «Об образовании» 1992 г. оставил за государством лишь охрану конституционных прав граждан в сфере образования, соблюдение образовательного стандарта и его преемственность. В условиях рынка культура, образование и наука вынуждены вести борьбу за выживание. Современное российское руководство пытается изменить ситуацию за счет осуществления федеральных программ, основной из которых стала программа «Культура России (2001-2005 гг.)».

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Первоочередными задачами было признание России как правопреемницы Советского Союза, обеспечение помощи Запада в проведении реформ и налаживание отношений с бывшими республиками СССР. В их решении были достигнуты определенные успехи, но осталось много серьезных проблем. К успехам можно отнести дипломатическое признание России, ее присоединение к программе НАТО «Партнерство во имя мира», включение в состав МВФ, вступление в Совет Европы и подписание договора о всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия, усиление партнерства с Западом в борьбе с международным терроризмом.

Страницы: 1 2

Разорение крестьян
С развитием в Аттике хозяйства и с ростом числа рабов изменялось и положение крестьян. Бедные крестьяне не имели средств для разведения виноградников и оливковых садов. Они едва кормились со своих небольших участков земли. При нередких в Аттике неурожаях крестьяне занимали у знатных людей зерно или деньги под большие проценты. Аристок ...

Внешняя политика Ивана IV
16 января 1547 года Ивана IV короновали царским венцом. На протяжении четверти века царь Иван Васильевич сам был ведущим дипломатом и главным полководцем Московского государства. Основной задачей внешней политики Московского государства на западе являлась необходимость выхода к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке – борьба с Казан ...

Становление Османского государства и внешняя политика Порты
Становление Османского государства На рубеже XIII–XIV вв. Анатолия переживала глубокий социальный и политический кризис. Нашествие монголов имело для государства сельджукидов катастрофические последствия. Это государство было и прежде непрочным. Оно представляло собой, как и многие другие средневековые образования, «эфемерное и случайно ...