История » Россия в первой половине XIX века » Внешняя политика России в первой половине XIX в.

Внешняя политика России в первой половине XIX в.
Страница 1

В царствование Александра I Россия расширила свои пределы, еще более укрепила свой статус великой европейской державы, приобрела значительное влияние на политические дела Европы и достигла высшей степени своего внешнего блеска.

Отечественная война 1812 г. в известном смысле явилась платой за тесную интеграцию России в большую европейскую политику. Причинами войны между Францией и Россией стали претензии Наполеона на мировое господство и стремление Александра I сохранить самостоятельность европейской политики России. К этой войне подталкивали несоблюдение Россией континентальной блокады Англии, противоречия по польскому и германскому вопросам (Наполеон присоединил к Франции герцогство Ольденбургское, владетель которого приходился дядей Александру I).

Для войны с Россией Наполеон приготовил огромные силы. Французский император призвал вспомогательные немецкие, польские, итальянские, испанские войска и собрал армию более чем в 600000 человек. 24-27 июня 1812 г. большая часть этих сил - так называемая «Великая армия» в 448 тыс. чел. - форсировала пограничную реку Неман и вступила в пределы России.

Александр сосредоточил на западных границах до 200 тыс. войска. Оно было разделено на три армии под командованием генералов М.Б. Барклая-де-Толли, П.И. Багратиона, А.П. Тормасова.

По плану Барклая русские стали отступать в глубь страны. Под Смоленском армии Барклая-де-Толли и Багратиона соединились, но продолжали отступление, потому что Барклай не надеялся победить в решительной битве Наполеона, стоявшего во главе более многочисленной и еще свежей армии. Русские войска роптали на осторожность своего вождя и оказывали ему как иностранцу по происхождению явное недоверие. В таких обстоятельствах император внял народному гласу и выбрал главнокомандующего из русских генералов - а именно престарелого князя М.И. Кутузова, который пользовался славой искусного полководца и ловкого дипломата.

7 сентября 1812 г. русские войска под началом Кутузова дали генеральное сражение французам под деревней Бородино Можайского уезда. В результате сражения ни Наполеон, ни Кутузов не добились поставленных целей: первому не удалось разгромить русскую армию и склонить Александра I к переговорам, второму - отстоять Москву.

Оторвавшись от своих баз, растянув тылы, французские войска вошли в Москву, которая была подожжена. Оставив Москву, Кутузов обманул преследующего неприятеля и искусным фланговым движением перешел на старую Калужскую дорогу. Этим маневром были прикрыты южные хлебородные области империи и Тула с ее оружейными заводами. В то же время началась партизанская и народная война. Недостаток съестных припасов, болезни и мародерство расстроили французскую армию, между тем как русские постоянно получали подкрепление.

Неприятель, опасаясь быть отрезанным, оставил Москву и, уходя, взорвал часть Кремля. Началось знаменитое отступление «Великой армии», сопровождавшееся целым рядом битв (при Малоярославце, Вязьме, Духовщине, Красном). Французы, принужденные этими боями возвращаться по разоренной Смоленской дороге, тысячами гибли от морозов и голода.

Страницы: 1 2 3 4

Зарождение общественного движения в России. Декабристы
XIX век стал временем зарождения в России общественного движения как организованного, имеющего свою идеологию выступления части русского общества в лице лучших представителей господствующего класса (дворянства) во имя прогрессивного развития страны. Причинами его появления стало понимание частью общества гибельности для страны сохранени ...

Период изучения истории революционного терроризма в России во второй половине 1980-х годов
Во второй половине 1980-х годов образовался разрыв между стремительно меняющимися тенденциями общественной жизни и консервативным подходом в изучении истории революционного терроризма. Определение Т.Н. Маслиниковой социалистов-революционеров как «кадетов с бомбой», обвинение их в «холопстве, раболепстве и трусости» по отношению к либера ...

Культура
Херсонеситы придерживались той же религии, что и остальные греки. Верховное божество—Зевс. Почитались также Гея (Земля), Гелиос (солнце) и Дева (заимствованный у тавров), что явствует из херсонесской присяги. Культ Девы получил значительное развитие: Дева являлась покровительницей Херсонеса. В её честь в центре города был построен храм ...