История » Россия в первой половине XIX века » Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в.

Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в.
Страница 1

Преобладание консервативных тенденций во внутренней политике Александра I ускорило процесс формирования политической оппозиции в лице определенной части дворянства.

В 1816-1825 гг. в дворянской среде возникли тайные организации, поставившие своей целью провести социально-экономические и политические преобразования.

Первое тайное общество - Союз спасения - возникло в 1816 г. Союз сразу определил главные задачи движения - уничтожение крепостного права и изменение абсолютистской формы правления. Традиции гвардейских переворотов диктовали тактику движения - заговор с целью убийства царствующего императора и замены его более сговорчивым монархом.

В 1818 г. было образовано новое общество - Союз благоденствия, которое ставило иные акценты в вопросах тактики. Члены Союза ставили перед собой задачу не захвата и удержания власти, а воспитания прогрессивного общественного мнения, которое, овладев широкими массами, в конечном счете приведет к смене правительства. Союз благоденствия распался в 1821-1822 гг. на Северное (Петербург, Москва) и Южное (Украина) общества. Вскоре появились первые проекты программных документов этих организаций: на юге - «Русская правда» П.И. Пестеля, на севере - Конституция Н.М. Муравьева. Форму будущего правления проект Муравьева описывает как конституционную монархию, «Русская правда» - как республику.

Программы декабристов во многом были сходны с реформаторскими проектами Александра I. Однако декабристы выступали за одновременное осуществление социальных и политических преобразований. Достичь своей цели декабристы предполагали путем революции, осуществленной под руководством тайных обществ.

Несмотря на незавершенность проектов Пестеля и Муравьева, декабристы ясно представляли цели восстания: низложение самодержавия, созыв Учредительного собрания (для определения формы государственного правления - республики или конституционной монархии), уничтожение сословного строя, введение гражданских свобод, освобождение крестьян, значительное облегчение солдатской службы. Все эти положения содержались в «Манифесте к русскому народу», который подлежал опубликованию в случае победы восставших.

Оба общества, действовавшие как автономные части новой революционной организации, после долгих переговоров согласовали дату выступления - лето 1826 г. Между тем Александр I, путешествуя по югу России, заболел и неожиданно для всех умер в середине ноября 1825 г. в Таганроге. Короткое междуцарствие, ставшее следствием отречения Константина, было использовано декабристами для исполнения их замыслов. Они прибегли к обману и распространили между солдатами слух, будто Константин не думал отказываться от престола. Поэтому 14 декабря, когда войска должны были присягнуть Николаю, часть гвардии отказалась дать присягу и с оружием в руках собралась на Сенатской площади. Однако гвардейцы не имели предводителя и остановились в нерешительности. Одни из восставших вышли на Сенатскую площадь, чтобы совершить революцию, другие — чтобы продемонстрировать свои силы и склонить Николая к переговорам, третьи не надеялись на успех и желали лишь показать пример будущим поколениям.

Согласно плану «диктатора» С.П. Трубецкого, три отряда восставших должны были захватить Зимний дворец, арестовать нового императора, овладеть Петропавловской крепостью, заставить сенаторов подписать манифест к русскому народу - в этом манифесте объявлялось о состоявшемся в России перевороте.

Однако план восставших оказался неосуществимым. После того как увещания о покорности оказались бесполезными и генерал-губернатор Петербурга Милорадович был смертельно ранен, государь приказал атаковать; атака кавалерии была неудачна. В конце концов, Николай отдал приказ стрелять по «мятежникам» картечью. Восстание потерпело поражение. Назначенная императором Верховная следственная комиссия допросила сотни обвиняемых; наиболее виновные были наказаны ссылкою в сибирские рудники, пятеро главных заговорщиков подверглись смертной казни (Рылеев, Пестель, С.Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский). Солдаты, принимавшие участие в мятеже, были посланы на Кавказ, чтобы в битвах с горцами заслужить себе прощение.

В 30-е гг. XIX века начинается новый этап в общественном движении в России. Вместе с дворянами-революционерами с политической сцены России исчезает философия Просвещения, как основа общественно-политической мысли. Поиск новых идей осуществлялся в кружках передовой интеллигенции 30-40-х гг.

На рубеже 1830-1840-х гг. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. В московском журнале «Телескоп» в 1836 г. было опубликовано «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева (в молодости входил в декабристский «Союз благоденствия», был другом А.С. Пушкина). Письмо было пронизано ненавистью к крепостничеству и самодержавию. Чаадаев крайне пессимистически оценивал прошлое, настоящее и будущее России. «Прошлое ее бесполезно, настоящее - тщетно, а будущего никакого у нее нет», - писал он. Письмо всколыхнуло мыслящую Россию. За публикацию «Философического письма» журнал был закрыт, а Чаадаев по высочайшему повелению был объявлен сумасшедшим.

Страницы: 1 2

Отечественная война 1812года: причины, характер, основные события, итоги.
Отечественная война 1812 года явилась крупнейшим событием русской истории. Ее возникновение было вызвано стремлением Наполеона достичь мирового господства. В Европе только Россия и Англия сохранили свою независимость. Наполеон не скрывал своих захватнических планов, создавал на границах с Россией склады, накапливал войска. Континентальн ...

Осн. направления и результаты внешн. политики Петра 1
В конце жизни Петра I обострились отношения России с Англией, Данией, Турцией, а после его смерти — с Францией, Швецией. В 30-х годах XVIII в. началась война за польское наследство. Французы поддерживали кандидатуру Станислава Лещинского, а русские и австрийцы — Фридриха-Августа (Саксонского), французский флот в Данциге был разгромлен, ...

Образование, наука, культура.
В 1965-1985 гг. получили дальнейшее развитие образование, наука, культура, литература. Укреплялась материальная база учебных заведений, росло число выпускников. Так, в конце 70-х гг. примерно 70% учащихся занимались в школах, построенных за последние 20 лет. В то же время стала проявляться тенденция снижения уровня подготовки в общеобр ...