История » Социально-экономическое положение в сельском хозяйстве России в первой половине XIX века » Подготовка крестьянской реформы

Подготовка крестьянской реформы
Страница 3

За год и семь месяцев существования Комиссии работали очень интенсивно, было проведено 405 заседаний общего присутствия, в то время как Секретный и Главный комитеты за 1857—1858гг. заседали только 39 раз. К концу августа 1859 г. проект «Положений о крестьянах» был Редакционными комиссиями в целом подготовлен. Основные его положения: в социально-политической сфере реформа сводилась к полной отмене крепостного права, наделению крестьян гражданскими правами и ликвидации вотчинной власти помещика, введению крестьянского общественного самоуправления на базе привычной сельской общины; в экономической области предлагалось сохранить за крестьянами усадебное устройство в рамках существующих размеров, передать в пользование крестьянам наделы с перспективой их выкупа, признав исключительность случаев отрезки от крестьянских наделов, за это крестьяне в переходный период (когда крестьяне уже не крепостные, но земля еще помещичья, не выкупленная) несут определенные повинности, которые устанавливаются по принципу неизменности их размера.

Теперь предстояло согласовать выработанный проект с губернскими дворянскими комитетами. Губернские комитеты избирали представителей для защиты своих проектов. Те комитеты, которые представляли проекты большинства и меньшинства, должны были соответственно избирать одного представителя от большинства и одного от меньшинства. Правительству было известно, что большинство делегированных было настроено против предложений Редакционных комиссий, так что созыв представителей комитетов в Петербург становился крупным событием не только в процессе подготовки реформы, но и вообще в политической жизни страны. В связи с этим были разработаны специальные инструкции о порядке их созыва и работы в столице. Представителям комитетов не присваивалось название депутатов (и мы используем этот термин условно), вызывались они в столицу не все сразу, а были разделены на две группы с временным разрывом в несколько месяцев — депутаты первого призыва (36 человек) и второго призыва (45 человек). Чтобы избежать сплоченного натиска, было указано, что депутаты не должны собираться на общее собрание и не вправе выставлять коллективное мнение. Также было решено ни в коем случае не допустить общего собрания депутатов и членов Редакционной комиссии. Порядок их работы был таков: они должны были дать свои письменные отзывы на труды Комиссий. После этого начались заседания Редакционных комиссий для объяснений с авторами отзывов. Например, с депутатами первого призыва они шли целый месяц и имели характер очень острых столкновений.

Схематизирование можно выделить три группы отзывов депутатов: архиправое крыло дворянства отстаивало незыблемость помещичьей собственности на всю землю и вотчинной власти помещиков; умеренно-либеральное представляло конгломерат различных мнений — от признания постепенности перехода на выкуп, как предлагали Редакционные комиссии, до обязательного выкупа, но значительно уменьшенных наделов; крайне левое крыло либеральных помещиков требовало полного и решительного, без постепенности, разрыва со всеми формами крепостной зависимости, сохранения существующих наделов, т. е. освобождение крестьян с землей посредством немедленного выкупа, создание политических гарантий реализации формы: обеспечение гласности, крестьянское самоуправление. Их взгляды наиболее полно выражал А.М. Унковский председатель Тверского губернского комитета, вписавший яркую страницу в историю крестьянской реформы. И все-таки такой взгляд упрощает проблему разноголосия губернских депутатов. Недовольные были недовольны по-разному. Это не позволило представить какую-то согласованную альтернативу.

Большинством голосов члены Редакционных комиссий отстояли свою программу, хотя и были внесены изменения в соответствии с замечаниями депутатов от губернских комитетов. Уступки касались уменьшения нормы крестьянских наделов (это предопределило будущие отрезки), а также согласия на проведение через 20 лет переоброчки, т. е. пересмотр размера повинностей. В октябре 1860г. Редакционные комиссии завершили свою работу и были закрыты.

Страницы: 1 2 3 4

Период зависимости от Митридата и Боспора
Во II в. до н. э. развитие Херсонеса прерывается скифскими войнами и учащающимися восстаниями рабов. В Крыму существовала обширная скифская держава со столицей в Неаполе Скифском. Со временем его натиск на греческие полисы усиливался. Скифские цари намеревались подчинить их своей власти и присвоить себе их богатства. Преемник царя Ски ...

Основные направления реформ государственного управления в межвоенные 20-30-е гг.
Послевоенные реформы управления начались весной 1921 г. в условиях кризиса власти, общества, обусловленного разрушительными последствиями Первой мировой и Гражданской войн, небывалой в истории антироссийской иностранной военной интервенции, разгулом мелкобуржуазной стихии, обострением идейно-политического, гражданского противостояния вн ...

Волны политико-религиозного развития Турции во второй половине XX в. (1950-2001 гг.)
На рубеже 40-50-х гг. по мере постепенного спада культа личности Ататюрка началась умеренная "декемализация" страны. Это отразилось прежде всего в разрушении однопартийной системы, а также в ряде послаблений лаицистского курса. Открывается богословский факультет в университете Анкары, "разрешают носить тюрбан, совершать х ...