История » Правовые учения об особенности исторического развития в России в конце XVIIIв. » Особенности исторического развития в России в конце XVIIIв. Радищев как представитель радикального представительства в российском обществе.

Особенности исторического развития в России в конце XVIIIв. Радищев как представитель радикального представительства в российском обществе.
Страница 1

Ответ: Вторая половина XVIIIв. характеризуется усилением крепостнического гнета. Пугачевское восстание обратило передовые умы русского общества к поискам вариантов выхода из кризисного состояния. Другой проблемой, активно занимавшей русское общество, была форма правления Российского государства. Поиски ее совершенствования наметили несколько вариантов: превращение абсолютной монархии в просвещенную, различные формы конституционного ограничения монарха и, наконец, предпочтение республиканского образа правления монархическому. Политическая теория А.Н. Радищева предложила радикальные ответы на все волновавшие современное ему общество проблемы.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802) писатель, философ. Родился по одним данным[[1]] в Москве в дворянской семье 20 (31) августа 1749, по другому источнику данных в Саратовской губернии в дворянской семье, обладавшей большими земельными владениями.[[2]] Получил хорошее домашнее образование. Затем окончил Пажеский корпус в Петербурге, учился в Германии, в Лейпцигском университете (1766–1770). В эти годы началось увлечение Радищева философией. Он изучал труды представителей европейского Просвещения, рационалистической и эмпирической философии. Овладел несколькими древними и новыми европейскими языками. После возвращения в Россию поступил на службу в Сенат, а позднее – в Коммерц-коллегию. Вскоре он оставил службу и всецело посвятил себя литературным трудам: опубликовал перевод книги Г.Мабли Размышления о греческой истории (1773), собственные литературные произведения Слово о Ломоносове (1780), Письма к другу, жительствующему в Тобольске (1782), оду Вольность (1783) и др. свой личный долг перед отечеством он усматривал в борьбе с крепостничеством и самодержавием. Этой теме посвящено его знаменитое произведение Путешествия из Петербурга в Москву, опубликованное в 1790г.

Термин «самодержавие» Радищев уже употребляет только в смысле сосредоточения неограниченной власти в руках монарха. Радищев рассматривает самодержавие как состояние, «наипротивнейшее человеческому естеству». В отличие от Ш. Монтескье, различавшего просвещенную монархию и деспотию, Радищев ставил знак равенства между всеми вариантами монархической организации власти. Царь, утверждал он, «первейший в обществе убийца, первейший разбойник, первейший предатель[[3]]». Он не верил в возможность появления на троне просвещенного монарха. «просвещенных монархов нет и не будет. Истина страшна для него, и он всеми силами стремится скрыть от народа правду». Радищев критикует и бюрократический аппарат, на который опирается монарх, отмечая необразованность, развращенность и продажность чиновников, окружающих трон. Он обращает внимание на особенность российского управления – наличие самостоятельной бюрократии, у которой отсутствует связь и с монархом, и с народом. Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода «болезни» он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих США, он писал, что «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мрака укрова».

Свою позитивную схему Радищев конструирует, основываясь на исходных положениях теории естественных прав человека и договорного происхождения государства. Причиной образования государства, по мнению Радищева, является природная социальность людей. В естественном состоянии все люди были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. Подобно Руссо, он считал, что возникновение государства связано с образование частной собственности[[4]]. Государство возникло как результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных.

При заключении договора народ является определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой. Он не мог бы согласиться на рабство, т.к. это было бы противоестественно. Положительное законодательство, издаваемое государством, должно быть основано на естественном праве. В том случае, «если закон не имеет основания в естественном праве», он как закон не существует, т.к. основанием права является справедливость, а не сила. С этих позиций Радищев современное ему крепостное право и показывает его теоретическую и практическую несостоятельность. Крепостное право, по его оценке, представляет собой нарушение естественных законов, кроме того, оно и экономически не состоятельно, т.к. подневольный труд непроизводителен; с ним связано и нравственное падение народа, причем как крепостников (бесчеловечие, жестокость, бессердечие и т.п.), так и крепостных (унижение, порабощение, разорение). Россия богата, но ее труженики лишены всего необходимого, и такое состояние является безнравственным.

Страницы: 1 2

Киевские князья, их внутренняя и внешняя политика
Летопись "Повесть временных лет" сообщает, что в 862 году по приглашению союза пяти племен - двух славянских (ильменские словене и кривичи) и трех финно-угорских (чудь, весь, меря) из Южной Прибалтики к ним приходит и вокняжается варяжская династия: три брата из варяг-руси - Рюрик, Синеус и Трувор - вместе со своими родами. Рю ...

Сперанский и его пути осуществления либеральных преобразований в России.
Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839), русский государственный деятель и политический мыслитель. Родился 1 (12) января 1772 в селе Черкутино Владимирской губернии, в семье священника по фамилии Третьяков. Окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему «прозвания» Сперанский (от лат speranto– надежда). С 1797 – на ...

Культура нашего края
Архитектура. С конца XVII века в Саратове появляются каменные постройки. Первыми из них были церкви. До наших дней сохранился Троицкий собор, стоящий на музейной площади. Он выстроен в стиле нарышкинского барокко. Название стиля связано с Нарышкиными, богатыми родственниками Петра I, которые в конце ХVП-ХVШ веках строили в Подмосковье ж ...