Владимир Мономах – собиратель русских земельСтраница 1
Владимир Мономах стремился к объединению усилий всех русских князей по укреплению могущества Русской земли, и также отчетливо сознавал, что новому принципу общего владения Русской землей необходимо было создать моральный авторитет. Это было тем более необходимо, что сразу же вслед за Любечским съездом вновь начались кровавые раздоры князей. Нужна была идеологическая пропаганда новых идей. Задачам этой пропаганды служит культ Бориса и Глеба, летописание, усиленно поддерживавшееся Владимиром Мономахом, и, наконец, собственные произведения самого Владимира Мономаха.
Как одно из направлений в деле объединения русских земель Мономах в своей политической деятельности с особенной энергией призывал соблюдать крестоцелование. Это был не простой призыв к честности, а установление самой сути системы: ведь целует крест не только побежденный победителю, но и сюзерен своим вассалам, а вассалы ему: все князья - постоянно договаривающиеся стороны. На договорных условиях пытался Мономах организовывать совместные походы русских князей против половцев, стремился добиться их организации путем уговоров, созывов княжеских съездов, на которых всегда выступал против раздоров и за активную оборону Русской земли. Кроме того, в новых условиях необходимо было упорядочить феодальную эксплуатацию в интересах всего феодального класса, остановить отдельных излишне усердствовавших в этом феодалов. Одним словом, недостаток объединяющей политической силы киевского князя и недостаток экономических связей, как мы уже говорили, необходимо было бы в некоторой степени возместить силой моральной. Известно, что начало раздорам между князьями русскими было положено еще после смерти Ярослава Мудрого и только его внук Владимир сумел организовать борьбу за объединение, частично жертвуя даже своим положением. Так как после кончины своего отца он имел возможность занять престол Киева, но предвидя, что это приведет к обострению и без того не прекращавшихся усобиц, сам предложил своему двоюродному брату, сыну старшего из сыновей Ярослава Святополку Изяславичу, княжившему в Турове, занять киевский престол. Таким образом, Владимир Мономах во-первых поддержал принцип старейшинства и, во-вторых показал свою политическую зрелость и мудрость в принятии решений, несмотря на свой возраст.Здесь хочется провести параллель между поступками Владимира и значением его имени. Так как его прозвище «Мономах», полученное в честь его деда по материнской линии византийского императора Константина IX в переводе с греческого – (единоборец, сражающийся в одиночку). Думается, что вся его политическая деятельность соответствовала его необычному греческому прозвищу. Будучи еще достаточно молодым, он один из немногих понимал, что только объединив Киевскую Русь, невзирая на жажду собственной сиюминутной наживы, возможно усилить ее могущество на мировой арене, и всю свою жизнь целенаправленно шел к этой цели. Известен еще один факт, говорящий в пользу Владимира Мономаха: в борьбе за могущество Киевской Руси он почти всегда выступал инициатором княжеских съездов, начало которым было положено во времена молодого князя киевского Святополка. На княжеских съездах не только решались вопросы обустройства русской земли, но и создавались союзы для походов в Степь. Начало XII века прошло в острейшей конфронтации с половцами. Но совместными усилиями русские князья сумели обеспечить адекватные ответные меры. В 1111 году поход в Степь был настолько мощным, что половцы были вынуждены оставить прилегающие к Руси степные районы и отступить за Дон. И, снова, инициатором всех антиполовецких действий был Мономах. Суть его политики была простой и здравой: искать мира при перевесе сил у половцев и наступать, когда удавалось собрать сильный союз различных княжеств.
Опричнина.
В.О.Ключевский писал об опричнине: "Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал". История опричнины началась к концу 1564. А события этого периода развивались следующим образом:
3 декабря 1564 Иван грозный со своими детьми и царицей в сопровождении охраны отправились на ...
Общественная среда как благоприятное условие для развития
московского абсолютизма.
Естественно возникает вопрос: почему общественная среда Великой Руси оказалась столь податливой для развития монархического абсолютизма? На этот вопрос можно дать такой общий ответ: потому что общество Великой Руси от предшествующей истории не получило достаточно крепкой организации для борьбы с абсолютизмом. Великим князьям Московским ...
Демос в конце VII века до н. э.
Большинство демоса составляли крестьяне, матросы, поденщики, ремесленники. Но в VIII—VII веках до н.э. часть демоса разбогатела. Среди демоса появились купцы, владельцы кораблей и мастерских, зажиточные крестьяне. Они сами имели рабов, нанимали поденщиков.
Однако весь демос, как беднота, так и богачи, был бесправен и подвластен аристок ...