Формирование мировоззрения декабристов
Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового столетия: или в последнее десятилетие XVIII в., мили в первые годы XIX в.
Все декабристы (исключения крайне редки) были по происхождению дворянами, принадлежали к привилегированному сословию крепостной России того времени. Множество разнообразных явлений русской жизни с детства протекало через их сознание, было воспринято ими: жизнь барской усадьбы, дворянского имения, первоначальное домашнее обучение, поступление в учебное заведение. Декабристы выросли в России, и мировоззрение их складывалось на основе размышлений над судьбой Родины.
Они росли преимущественно в обеспеченных дворянских семьях, где могли постоянно наблюдать резкую разницу между положением помещика и крестьянина, барина и дворового человека.
Одни из них учились в Московском университете, другие – В Московской школе колонновожатых, третьи в Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения, как говорили сами декабристы, были затронуты «духом времени». Крестьян в университет не допускали, но вместе со студентами-дворянами на скамьях сидели студенты-разночинцы. Разница между уровнем жизни тех и других резко бросалось в глаза: дворянские дети отличались от студентов-разночинцев даже формой – мундиром и шпагой. Кроме того, студенты-дворяне подъезжали к университету в экипажах, в сопровождении гувернеров – французов или англичан, а рядом по улице шли пешком к университету плохо одетые студенты-разночинцы.
Дворянство жило широкой и веселой жизнью. В Москве в день проводилось по несколько десятков баллов, а мещане и трудовая беднота ютились в стесненных условиях. Но в то же время во всех учебниках студенты читали о том, что «законы должны быть для всех граждан одинаковые». Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалась в глаза: в России законы не были одинаковы для всех граждан. В таких условиях и начали зарождаться первые революционные мысли в умах будущих декабристов.
Тайно, из рук в руки, студенты передавали запрещенную книгу великого русского писателя XVIII в. А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Но дело не ограничивалось только чтением запрещенных русских книг. С Запада свободно проникали произведения философов-просветителей: Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье. Студенты изучали конституции Франции, Англии, США. Идеи Западной Европы и Америки не являлись причиной, породившей русскую освободительную идеологию, но они облегчили и ускорили ее развитие.
Таким образом, декабристы были наиболее ярким проявлением общего процесса, их замыслы были понятны не им одним – около них был широкий круг сочувствующих.
Устан. советской власти и формирование новой гос. полит. системы. Учредит. собрание
в России. Конституция1918г. Выход России из 1 мир. войны. Брестский мир с
Германией
Установление советской власти в России в 1917—1918 гг. : первые мероприятия советского правительства в политической, социальной, экономической областях. Брестский мир
После Октября 1917 г. до весны 1918 г. шло становление советской власти на местах (“триумфальное шествие советской власти”)/ Одновременно происходила большевизация Совето ...
Реформы Александра II и их влияние на развитие
России
К середине XIX в. явно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств, что показали международные события 1850-х гг. Поэтому главной задачей внутренней политики правительства во второй половине XIX в. стало приведение социально-экономической и политической системы России в соответствие с потребностями времени, од ...
Авантюра самозванцев и начало польско-шведской
интервенции
Еще в 1601 г. в Речи Посполитой появился беглый монах Григорий Отрепьев – бывший холоп бояр Романовых, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Перейдя в католичество и пообещав польскому королю Сигизмунду III Смоленск и Чернигово-Северскую землю, а воеводе Ю. Мнишеку (в дочь которого Марину Отрепьев влюбился) – Псков и Нов ...
