История » Анализ эволюции политико-религиозных отношений в Турции » Традиционалистско-мусульманская парадигма развития политико-религиозных отношений. Ислам как фундаментальная основа Оттоманской империи (1517-1871 гг.)

Традиционалистско-мусульманская парадигма развития политико-религиозных отношений. Ислам как фундаментальная основа Оттоманской империи (1517-1871 гг.)
Страница 1

Традиционно принято считать, что тюрко-сельджукские кочевые племена, от которых нынешние турки ведут своё происхождение, приняли ислам в конце X в. Сами турки связывают начало своей истории с именами Османа [Османа I Гази] и его сына Орхана [Урхана]. Некогда кочевники, турки-османы всего за немногим более полутора веков овладели обширной территорией, ядро которой составлял [и составляет поныне] полуостров Малая Азия.

В советской историографии было принято считать, что на походы в Византию и на Балканы турок-османов вдохновлял газават, или, иначе, малый дхихад, то есть борьба с кафирами [неверными]. Более основательные исследования западных, турецких и российских авторов доказывают, что этот фактор, конечно, имел место, но не был решающим. Брожения кочевников были вызваны активностью в регионе монголо-татар и, кроме того, глубочайшим кризисом Восточной Римской Империи, которая занимала тогда буферное положение на юго-восточной границе Европы и Азии.

Идея о газавате, которым руководствовались турки-османы во время своих походов на запад возникла из средневековых представлений европейцев об исламе, на которые повлияли Реконкиста в Испании, и прежде всего целый ряд крестовых походов. Речь папы римского, Урбана II, произнесённая 24 ноября 1095 г. на соборе в Клермонте стала фактически объявлением войны исламу, которая, несмотря ни на что, не закончилась и в наши дни.

Стоит отметить, что, как и в любом конфликте, здесь свою роль сыграло столкновение коммерческих интересов, прежде всего, интересов папы римского и военной аристократии турок-османов.

Тем не менее, к середине XV в. роль крестовых походов существенно уменьшилась. Ватикан понимал, что Византия доживает последние дни. Даже Флорентийская уния [Laetentur coeli – объединение католической, латинской церкви с восточной; соответствующая булла была подписана 6 июля 1439 г. и рассматривалась византийцами как последняя надежда в их "борьбе" против турок-османов] не смогла остановить продвижение турок на запад.

Различные тюркские племена проникали во владения Византии ещё в XI-XII вв., в дальнейшем турки-османы активно окружали Константинополь. В 1453 г. город пал. Большинство жителей города считало, что лучше "видеть в городе турецкую чалму, чем папскую тиару". Как пишет Франческо Кардини, падение Константинополя "было воспринято [католиками] как страшное предзнаменование конца света, как доказательство, что отныне невозможно победить турок и остановить их продвижение". Подобные опасения католики разделяли и в середине XIII в., когда монголо-татары были близки к вторжению в западную Европу.

Османское продвижение на Балканах сопровождалось страхами в Европе, тем более что на захваченных территориях турки-османы насильно обращали людей в ислам. После падения "нового Рима" [и переименования Константинополя в Истанбул] Ватикан начал активно продвигать идею нового крестового похода, которая стала ассоциироваться с идеей защиты собственно уже Европы от мусульманства. Правда, собрать подобный поход уже не удалось, а смерть Мехмеда II и распри между его сыновьями привели к ослаблению турецкого натиска.

Тем не менее, страх перед османами продолжал иметь место, особенно в Италии [в Генуе, Венеции, Ватикане]. Учитывая характер итальянских государств XV в., нетрудно предположить, что главным их страхом были "закрывшиеся ворота" в Азию, активные фазы торговли и интерцивилизационного общения с которой в XIV в. прекращаются вплоть до начала эпохи Великих географических открытий.

Страницы: 1 2 3

Описание системы жанров и тематики публикаций в журнале "Пионер" 1951-1953 и 1956-1958 годов
По словам редакции, опубликованным на сайте журнала, "Пионер" честно, изо всех сил делал свое дело, - как он понимал его сам и как учили старшие товарищи. Его страницы запечатлели время таким, каким оно было". В издании журнала использовались определенные жанры публицистики и беллетристики, доступные детскому восприятию. ...

Форма документа
Документ XVI-XVII вв. отличает и его форма. В этот период наиболее распространенными были две внешние формы - столбцы и книги. Примерное время появление столбцов - XIV в. В духовной книге Ивана Калиты (1339 г) столбцы называют "Великий сверток". Думаю неудобство использования столбцов в справочных целях, трудность хранения за ...

Этапы монголо-татарского нашествия на Русь (основные этапы этого процесса в XIII-XV вв.)
Начало XIII века - объединение кочевых монгольских племен в Центральной Азии. 1206 г. - Чингис-Хан стал всемонгольским ханом, который создал сильное государство и мощное, дисциплинированное войско. 1211 г. - войско Чингис-хана вторглось в Северный Китай. 1219-1221 г.г. - была завоевана Средняя Азия. 1222-1223 г.г. - монголы покорили ...