Изучение судебной реформы Петра I в XIX – начале XXI в.Страница 6
Однако при всей детальности предпринятого Л.А. Хрусталевым правового анализа названных актов его исследование далеко не охватывает заявленной темы, поскольку в нем в принципе отсутствует рассмотрение проблем судоустройства (причем столь узкую трактовку понятия «судебно-правовой реформы» автор нигде в тексте диссертации не обосновывает). Вызывает недоумение, что весьма слабо, сугубо иллюстративно привлек Л. А, Хрусталев материалы правоприменительной практики. В отличие от Д.А. Романова, совершенно не затронул Л.А. Хрусталев и вопрос об обширном процессуальном разделе проекта Уложения Российского государства 1723–1726 гг.
Кроме того, вне поля внимания диссертанта остались принципиально важные для раскрытия его темы законы от 17 марта и от 8 декабря 1714 г. и от 19 декабря 1718 г. об укреплении инстанционности в судопроизводстве, Наказ «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г., а также закон от 3 марта 1719 г. о порядке утверждения приговоров военных судов. Ни словом не упомянул Л.А. Хрусталев и о давно установленном факте привлечения в ходе разработки закона «О форме суда» материалов процессуального законодательства Швеции. Наконец, изрядной неполнотой отличается круг использованной Л.А. Хрусталевым литературы, среди каковой, в частности, не указано ни одного непосредственно относящегося к его теме зарубежного исследования.
Продолжая обзор отечественных диссертационных исследований, посвященных судебным преобразованиям первой четверти XVIII в., невозможно обойти упоминанием защищенную в феврале 2006 г. в Северо-Западной академии государственной службы кандидатскую диссертацию новосибирского исследователя М.О. Акишина «Судебная реформа Петра I». Названная диссертация стала первой попыткой комплексного анализа реформы судоустройства и судопроизводства России в первой четверти XVIII в. Попытку эту, однако, вряд ли возможно признать успешной.
Сосредоточив избыточное внимание на вопросе о реформировании военного судоустройства и военного судопроизводства, а также на вопросе об организации и специфике деятельности Преображенского приказа как органа правосудия, М.О. Акишин проигнорировал многие существенные аспекты судебной реформы. Диссертант никак не осветил вопросы о зарождении в нашей стране в первой четверти XVIII в. следственного аппарата, о воссоздании ревизионнорешающего порядка пересмотра и утверждения судебных решений, об иностранных влияниях на формирование судебной системы, о возникновении в России судейского корпуса. Вне поля зрения М.О. Акишина остались и игравшая особую роль в реформированной судебной системе России Рекетмейстерская контора Сената, и процессуальные полномочия военных и церковных фискалов.
Не была поставлена М.О. Акишиным – в концептуальном плане – проблема складывания в России системы судов общей юрисдикции. Сравнительно подробно охарактеризовав функционирование военных судов и Преображенского приказа, диссертант не обозначил, однако, как таковую проблему развития в петровское время системы специализированных судов. В диссертации оказались совершенно обойдены вопросы о судебной компетенции и органов городского самоуправления, и органов церковной власти, и ряда «гражданских» коллегий, и Полицмейстерской канцелярии. Никакого внимания автор диссертации не уделил (как и Л.А. Хрусталев) крупнейшему кодификационному мероприятию первой четверти XVIFI в. – подготовке проекта Уложения Российского государства 1723–1726 гг. с его внушительными процессуальным и судоустройственным разделами. Недостаточно оказались привлечены М.О. Акишиным материалы судебной практики гражданских судов.
Сеть и состав архивов
Фонды государственных хранилищ можно разделить на две большие группы – фонды государственных учреждений и фонды личного происхождения. Вторые, как правило, составляют основу фондов отделов рукописей крупнейших библиотек и персональных фондов соответствующих отделов музеев. Чтобы знать о порядке отложения интересующих исследователя источ ...
Основные принципы системного подхода (системного анализа)
Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо ...
Вид документа
Наименование вида или разновидности документа, за редким исключением, обозначалась в тексте. Если вид документа не упоминался в тексте, он всегда подразумевался автором документа.
Число видов документов периода до образования государственности было невелико. Для обозначения вида документа чаще всего употреблялся термин "грамота&qu ...