История » Анализ эволюции политико-религиозных отношений в Турции » Формирование панисламизма двух типов [Официально-реакционного, "абдулхамидовского"; и младотурецкого] (1871-1918 гг.)

Формирование панисламизма двух типов [Официально-реакционного, "абдулхамидовского"; и младотурецкого] (1871-1918 гг.)
Страница 2

Немаловажно отметить, что в своей программе от декабря 1895 г. младотурки заявляли, что требуют реформ "не в интересах какой-либо нации, а для всех граждан империи". Младотурки отмечали, что религиозный вопрос – "сугубо личное дело".

И всё же до младотурецкого переворота 1908 г. среди младотурок панисламизм имел не столь много сторонников. Скажем, ведущее движение – "Иттихад ве Таракки" ["Единение и прогресс"] до младотурецкого переворота "отрицательно относилось к панисламизму". Зато после переворота реакционные деятели "младотурецкого аналога зулюм" начали проводить "активную" панисламистскую политику [пример: геноцид армян в 1915 г.]. Это обуславливалось тем, что в начале XX в. "позиции ислама и мусульманского духовенства в Османской империи были более сильны, чем в какой-либо другой мусульманской стране". И если в сравнении с другими государствами мусульманского мира Блистательная Порта была более чем развита, то на европейском фоне позиции Турции уже никто не воспринимал всерьёз: "турецкая проблема по-прежнему стояла перед Европой…но теперь это была проблема турецкой слабости, а не турецкой силы".

Упрочив свою власть уже к 1909 г. Лидеры младотурок начинают активную фазу реакции на основе исламизма. Появляется "Общество единения мусульман", которое примерно до 1914 г. играло важную роль в панисламистской политике младотурок. При этом превращение исламизма в политическую доктрину не только не укрепило единство страны, но наоборот, способствовало её будущему распаду, так как значительную часть населения империи составляли христиане.

Ещё до переворота 1908 г. газета "Танин" - один из печатных органов младотурок в одной из своих статей "требовала от правительства издания закона, карающего временной каторгой попытки использования религии в политических целях". Возможно, что впервые прозвучала мысль о возможности секуляризации турецкого общества и турецкой политики. Но из-за реакционерной политики младотурок, заочно заключивших коалицию с духовенством "попытки лаицизации турецкого общества провалились".

Балканские войны 1912-13 гг. доказали окончательный крах политики османизма, которую сменяет идеология пантюркизма. Столь долгое формирование этой националистической идеологии связано с тем, что ислам "душил ростки турецкого национального самосознания". Так традиционные самоназвания турок – "Девлет-и Алийе" или "Мемалик-и Османие" ["высокое государство", "владение османов"] лишь в конце XIX в. впервые приобрело "тюркистскую" окраску, когда Ахмед Джевдет употребил наименование "Девлет-и Тюркие".

При этом пантюркизм стал самостоятельным идейным течением, противостоящим панисламизму и западничеству. Редкие лозунги и призывы к компромиссу [напр.: Зия Гёкальп выдвигал лозунг "Тюркизация, исламизация, европеизация"] активно критиковались представителями всех трёх течений.

Во время Первой мировой войны роль исламистов постепенно идёт на убыль. В ноябре 1914 г. османские власти объявили против Антанты джихад. Но "призывы к священной войне за ислам под водительством младотурок и их немецких и австрийских товарищей по оружию были не слишком притягательны и не вызвали почти никакого отклика" у населения империи. С её крушением рухнуло и политическое положение "исламистов".

Страницы: 1 2 

Годы восьмидесятые.
В январе 1980 года Андрей Сахаров был арестован прямо на улице и препровожден в Генеральную прокуратуру СССР, где ему зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении его всех государственных наград и почетных званий. Одновременно Сахарову сообщили, что руководство страны приняло решение выслать его из Москвы в место, «исключаю ...

Представления и обычаи до принятия христианства
Мифология восточных славян выступала важной составной частью вероучения их религии - язычества. Применительно к истории Древней Руси язычеством называются религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства. Мифологическое повествование - основа важнейших вероучительных представлений славянского язычества: о ...

 Древнейший государственный строй. Царь, сенат, народное собрание
Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание. О том, что периоду республики предшествовал в Риме период царей, кроме римской традиции, свидетельствуют такие переживания среди позднейших учреждений республики, как interregnum, rex sacrificulus, regifugium и т. д. Царь (rex) ...