История » Еврейский вопрос в России в конце XIX – начале XX вв. - позиция общества и власти » Законодательство во время правления Николая II

Законодательство во время правления Николая II
Страница 1

Продолжая политику своего предшественника, Николай II (1894-1917) направил ее в русло борьбы с любыми проявлениями революционных настроений в империи, носителями которых являлись, в том числе, представители еврейского населения.

На рубеже XIX - XX вв. большая часть еврейского населения была сосредоточена в городах, из сельской местности евреев выселяли. Власти поняли, что их политика, вызывая "крайнюю скученность еврейского населения в городах оседлости", создает "класс озлобленного… еврейского пролетариата", включавшегося в революционное движение. В связи со сложившейся нестабильной политической ситуацией в стране, российское правительство пошло на изменение некоторых законов в отношении российских евреев.

В 1903 г. Департамент полиции МВД разослал губернаторам, градоначальникам и обер-полицейским депешу. В ней сообщалось о том, что существующие относительно евреев законоположения устарели; они не соответствовали настоящим условиям жизни.

Однако речь шла не о кардинальных преобразованиях законодательства о евреях, а только о его частичном усовершенствовании[21].

В законодательной политике по отношению к евреям последовали незначительные послабления: 7 июня 1904 г. была отменена 50-верстная пограничная полоса, она вошла составной частью в черту еврейской оседлости, 11 августа 1904 г. были отменены "Временные правила" (от 3 мая 1882 г) в отношении групп, которые пользовались правом повсеместного жительства[22].

Министерство внутренних дел установило выдачу нижним чинам из евреев, принимавшим участие в войне с Японией, особых удостоверений о праве их повсеместного жительства в Империи.

17 октября 1905 г. Николай подписал Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка".

Издание Манифеста способствовало оживлению общественно-политической жизни и появлению политических партий. В 1905 г. была учреждена самая влиятельная монархическая партия - "Союз русского народа" (СРН). Национализм и антисемитизм составляли основу ее программы, что особенно отразилось в пятом разделе под названием "Еврейский вопрос". В 1905-1906 гг. представители этой партии способствовали организации беспорядков, которые переросли в еврейские погромы по всей империи[23].

В 1906 г. П.А. Столыпин, понимая сложность ситуации в стране, предложил Совету министров начать подготовку к отмене еврейских ограничений. Комитет министров отмечал, что с государственной точки зрения правильным было бы полное уравнение евреев в правах с остальным населением империи. Император передал законопроект, подготовленный Советом министров, на рассмотрение Думы. Но ни II, ни III и ни IV Думы проект не рассмотрели. В целом вопросы, связанные с антиеврейским законодательством, поднимавшиеся на заседаниях Думы, не имели практических последствий.

Согласно циркуляру министра внутренних дел П.А. Столыпина от 22 мая 1907 г. губернаторам внутренних губерний было предложено "приостановить, впредь до пересмотра в законодательном порядке, общего вопроса о праве жительства евреев, выселение всех тех из числа поселившихся до 1 августа 1906 года в местностях, где им жительство воспрещено, кои:

1) или поселились в названных местах на законном основании, но затем утратили это право;

2) или имеют семью и "домообзаводство". Непременным условием применения меры "оставить" еврея на жительство в местности, ему запрещенной, являлось решение административной власти: не вреден ли он для общественного порядка и не вызывает ли неудовольствия среди населения, среди которого он проживает[24].

По отношению к евреям был применен ряд значительных ограничений, касающихся их профессий в предпринимательской деятельности. По закону от 15 июня 1912 г. о преобразовании местного суда, евреям было запрещено занимать должности мировых и волостных судей[25]. В 1913-1914 гг., под предлогом противодействия скупке земель акционерными обществами с еврейским капиталом, были разработаны правила, ограничивающие приобретение земли любыми акционерными предприятиями; евреям же было запрещено становиться управляющими недвижимым имуществом и директорами-распорядителями таких предприятий. Только бурный протест российских промышленников вынудил царя объявить 16 июля 1914 г. о временном прекращении действия этих правил. Но фактически они применялись и в дальнейшем[26].

Страницы: 1 2

Общественная организация и религиозные верования
Особенностью общественной организации майя было сочетание светской и духовной власти. Это гармонизировало вертикаль соподчинения низших слоев высших, освящало общественный порядок, сакрализировало все государственное устройство. Так, например, каждый город-государство майя возглавлял «халач-виник» («настоящий человек») объединявший в св ...

Владимир Мономах – собиратель русских земель
Владимир Мономах стремился к объединению усилий всех русских князей по укреплению могущества Русской земли, и также отчетливо сознавал, что новому принципу общего владения Русской землей необходимо было создать моральный авторитет. Это было тем более необходимо, что сразу же вслед за Любечским съездом вновь начались кровавые раздоры кня ...

Реформы Николая II, их результаты и последствия
Молодой император Николай II (1894-1917) с самого начала своего правления заявил о себе как принципиальном стороннике самодержавия, который намерен охранять его устои и не собирается проводить никакие преобразования. И лишь начавшаяся революция заставила его поступиться принципами и осуществить две крупные реформы: политическую и аграрн ...