Изучение дел, выявление
и отбор документовСтраница 1
Исходя из описи, исследователь отбирает и выписывает для пользования наиболее важные для темы дела. Ознакомление с первым и последним документами дела дают возможность выяснить повод для его начала и его завершения. После этого можно просмотреть все дело и выписать заголовок или суть конкретного источника.
Просмотр описей начинается с наиболее важных для изучаемой темы фондов.
Во многих архивах научно обработаны не все фонды. Нередко в этих хранилищах нет сводных указателей. Объем источников в таких архивах известен недостаточно. Иногда большие совокупности документов значатся в них только по названию первого дела, а под тем же общим переплетом находятся и другие дела. Поэтому приходится просматривать многие единицы хранения, близкие по времени к тем годам, которые изучаются, хотя формально те не посвящены по своим заглавиям интересующим исследователя вопросам. Содержание многих дел не получает отражения в описях.
Обычно выявляется больше источников, чем используется. Это и понятно: до конца выявления не становится ясным, что именно можно использовать, а что отпадает в ходе исследования.
После выявления источников производится их атрибутация, т. е. определение видов (форм) и подлинности выявленных источников, дат их написания, авторов и адресатов. Для датировки можно использовать даты помет и резолюций на источниках, упоминания в них событий, лиц, учреждений, дней недели и праздников. Характер написания текста, особенности языка, цвет бумаги, также помогают уточнить время составления источников.
Для наведения справок об упоминаемых в источниках лицах и местностях приходится прибегать к биографическим, географическим и энциклопедическим словарям, словарям псевдонимов, некрополям и адрес-календарям, памятным книжкам, адресным справочникам, книгам и т. д.
В некоторых случаях исследователь сталкивается с тем, что часть нужных ему источников отсутствует. Тогда приходится изучать условия, которые могли вызвать пробелы в источниках.
Неполнота и случайность дошедших источников объясняется тем, что одни учреждения и лица отнеслись более внимательно к ним, другие – менее внимательно.
С подобного рода неполнотой и случайностью сохранившегося материала приходится сталкиваться постоянно. Поэтому еще до изучения отдельных источников надо дать общую оценку сохранившегося материала и определить его возможности для решения стоящих перед исследователем дел.
Приходится учитывать возможные пробелы в источниковой базе, которые могут существенно повлиять на наше понимание исторических явлений и процессов. Особенно плохо сохранились личные фонды. Установить факты утраты ранее существовавших, но уничтоженных в архиве дел позволяют описи, составленные в архиве. Эти данные имеют большое значение. По содержащимся сведениям в описях и других справочных документах о несохранившихся материалах можно судить об их составе и содержании. Отсутствие источников в фондах одного учреждения может быть восполнено их наличием в фондах другого – вышестоящего или подчиненного ему – учреждения.
За пределами государственных хранилищ хранится немало источников, особенно личного характера, без привлечения которых исследование может быть недостаточно полным. Не случайно за последнее время в отечественной и зарубежной печати активно обсуждается вопрос о ведении семейных архивов.
«Опричнина» как государственное и как церковное явление
С 1564 года начинается второй – темный этап правления Ивана Грозного, связанный с учреждением так называемой «опричнины», существовавшей с 1565 по 1572 годы.
«Опричнина» - структура, созданная Иваном Грозным по принципу рыцарско-монашеской организации для своей безопасности. До этого, в XII-XIII веке, опричниной назывались владения дру ...
От начала века до первой мировой войны
В XX век Австро-Венгрия вступила в состоянии глубокого политического кризиса. С 1897 по 1914 г. в Цислейтании сменились 15 кабинетов. Они проводили непоследовательный политический курс, пытаясь путем отдельных реформ и внешнеполитических акций укрепить стабильность в государстве.
В политической практике чешской буржуазии постоянно стал ...
Жизнь и воспитание мальчиков-спартанцев
Отец приносил новорожденного мальчика к старейшинам. Если ребенок оказывался крепким и здоровым, старейшины разрешали отцу воспитывать его; если же ребенок был слаб и уродлив, его кидали в пропасть.
Когда мальчикам исполнялось семь лет, их отбирали у родителей и отдавали в школу. Здесь они жили в суровых условиях, закалявших тело и вол ...
