Революционно-демократическое движение: В.Г. Белинский,
А.И. Герцен, Н.К. Чернышевский. Идея утопического общинного (крестьянского) социализмаСтраница 1
Шло оформление и идеологии русского революционного движения. Оно было связано в первую очередь с деятельностью А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Они организовали группу сторонников республики и утопического социализма в начале 30-х гг.
В 50-е г. г. Герцен разработал основные положения теории "общинного", или "русского", социализма. Согласно учению Герцена социализм в России возникает непременно и главной его "ячейкой" станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина должны были стать основой построения социалистического общества. Главными условиями для этого Герцен считал освобождение крестьян и ликвидацию самодержавного политического строя.
Другим крупным теоретиком революционного направление был Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1841 гг.). На словесном отделении философского факультета Московского университета вокруг него сложился кружок "Литературное общество 11-го нумера". Белинский вскоре был исключен из университета. В 1833г. он вошел в кружок
Н.В. Станкевича, а с 1834г. вел литературно-критический отдел в журналах "Телескоп" и "Молва". В 1834г. в "Молве" была напечатана его статья "Литературные мечтания". В ней автор резко критиковал идеи С.С. Уварова. В начале 40-х гг. под влиянием Герцена Белинский стал приверженцем революционных социалистических преобразований в России. Его взгляды особенно отчетливо проявились в критических статьях, опубликованных в журнале "Современник", издававшемся Н.А. Некрасовым. В них Белинский выступал как один из признанных духовных вождей зарождавшегося революционного лагеря. Наиболее отчетливо идеи Белинского были изложены в его "Письме к Н.В. Гоголю" (1847г). В этом письме резко критиковалось самодержавие и крепостничество. Белинский главные задачи общественного движения видел в "уничтожении крепостного права, отменении телесного наказания, введении, по возможности, строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть". Письмо Белинского к Гоголю в сотнях списков расходилось по России и стало основой для формирования мировоззрения значительной части образованной молодежи.
В 40-е гг. были созданы первые революционные организации социалистов. К их числу, прежде всего, относится общество, сложившееся в 1845г. в Петербурге вокруг М.В. Буташевича-Петрашевского, чиновника Министерства иностранных дел. Еженедельно на "пятницы" Петрашевского собирались литераторы, учителя, чиновники, разделявшие революционно-демократические идеи. Среди них были молодые писатели М.Е. Салтыков и Ф.М. Достоевский, поэты А.Н. Плещеев и А.Н. Майков, ученый-географ П.П. Семенов, пианист А.Г. Рубинштейн. Они обсуждали наболевшие вопросы жизни России, осуждали крепостное право и самодержавную власть. Петрашевцы изучали социалистические учения того времени и возможность их осуществления в России. Под влиянием событий революции 1848г. в Европе среди членов кружка высказывались мысли о необходимости подготовки революции в России.
В 1849г. кружок был разгромлен, а 39 петрашевцев арестовано.21 человек был приговорен к смертной казни, замененной каторгой и ссылкой.
Многие революционеры 40-50-х гг. со временем пересмотрели свои взгляды на революции и социализм. В социалистическом учении разочаровался, например, Ф.М. Достоевский.
В целом революционное движение в России именно в 40-50-е гг. получило мощный толчок к развитию, вызванный не только внутренними причинами, но и революциями в Европе.
Главными особенностями революционной идеологии этого периода стали:
утрата надежды на реформирование России "сверху в результате сотрудничества верховной власти и общества
обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе;
выдвижение в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции социалистических учений.
Революционное движение 40-50-х гг. стало важной причин подталкивавшей власти к реформированию общества.
Идейным вождем революционного движения в России в конце 50 - 60-х гг. стал редактор петербургского журнала "Современник" Н. .Г. Чернышевский. Искусно обходя цензуру, он выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А.И. Герцена об "общинном" социализме, ратовал за создание революционно организации.
Материалы об экономике Кондопожского края в
периодических изданиях Олонецкой губернии. Состояние Кондопожского края
Олонецкая губерния очень богата различными рудами, полезными ископаемыми и т.д. Часть этого богатства приходится и на Кондопожский край: рядом с д. Тивдия расположены залежи мрамора и мраморные ломки, недалеко от Кончезерского завода были расположены залежи железной и медной руды и т.д.
В 1869 г. некий ученый-геолог (имя автора статьи ...
Представления и обычаи до принятия христианства
Мифология восточных славян выступала важной составной частью вероучения их религии - язычества. Применительно к истории Древней Руси язычеством называются религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства.
Мифологическое повествование - основа важнейших вероучительных представлений славянского язычества: о ...
Церковь и каноническое право в Средневековой Европе
Новая религия – христианство, в обстановке разложения и гибели Западной римской империи не рассматривалась вначале как новая идея, способная объединить и возродить общество. Во-первых, продолжал жить гордый дух республиканства, не допускающий деспотической власти ни Бога, ни императора. Во-вторых, умирающий античный строй категорически ...
