История » Идейные течения и общественно-политические движения в России во второй половине XIX в. » Революционно-демократическое движение: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.К. Чернышевский. Идея утопического общинного (крестьянского) социализма

Революционно-демократическое движение: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.К. Чернышевский. Идея утопического общинного (крестьянского) социализма
Страница 1

Шло оформление и идеологии русского революционного движения. Оно было связано в первую очередь с деятельностью А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Они организовали группу сторонников республики и утопического социализма в начале 30-х гг.

В 50-е г. г. Герцен разработал основные положения теории "общинного", или "русского", социализма. Согласно учению Герцена социализм в России возникает непременно и главной его "ячейкой" станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина должны были стать основой построения социалистического общества. Главными условиями для этого Герцен считал освобождение крестьян и ликвидацию самодержавного политического строя.

Другим крупным теоретиком революционного направление был Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1841 гг.). На словесном отделении философского факультета Московского университета вокруг него сложился кружок "Литературное общество 11-го нумера". Белинский вскоре был исключен из университета. В 1833г. он вошел в кружок

Н.В. Станкевича, а с 1834г. вел литературно-критический отдел в журналах "Телескоп" и "Молва". В 1834г. в "Молве" была напечатана его статья "Литературные мечтания". В ней автор резко критиковал идеи С.С. Уварова. В начале 40-х гг. под влиянием Герцена Белинский стал приверженцем революционных социалистических преобразований в России. Его взгляды особенно отчетливо проявились в критических статьях, опубликованных в журнале "Современник", издававшемся Н.А. Некрасовым. В них Белинский выступал как один из признанных духовных вождей зарождавшегося революционного лагеря. Наиболее отчетливо идеи Белинского были изложены в его "Письме к Н.В. Гоголю" (1847г). В этом письме резко критиковалось самодержавие и крепостничество. Белинский главные задачи общественного движения видел в "уничтожении крепостного права, отменении телесного наказания, введении, по возможности, строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть". Письмо Белинского к Гоголю в сотнях списков расходилось по России и стало основой для формирования мировоззрения значительной части образованной молодежи.

В 40-е гг. были созданы первые революционные организации социалистов. К их числу, прежде всего, относится общество, сложившееся в 1845г. в Петербурге вокруг М.В. Буташевича-Петрашевского, чиновника Министерства иностранных дел. Еженедельно на "пятницы" Петрашевского собирались литераторы, учителя, чиновники, разделявшие революционно-демократические идеи. Среди них были молодые писатели М.Е. Салтыков и Ф.М. Достоевский, поэты А.Н. Плещеев и А.Н. Майков, ученый-географ П.П. Семенов, пианист А.Г. Рубинштейн. Они обсуждали наболевшие вопросы жизни России, осуждали крепостное право и самодержавную власть. Петрашевцы изучали социалистические учения того времени и возможность их осуществления в России. Под влиянием событий революции 1848г. в Европе среди членов кружка высказывались мысли о необходимости подготовки революции в России.

В 1849г. кружок был разгромлен, а 39 петрашевцев арестовано.21 человек был приговорен к смертной казни, замененной каторгой и ссылкой.

Многие революционеры 40-50-х гг. со временем пересмотрели свои взгляды на революции и социализм. В социалистическом учении разочаровался, например, Ф.М. Достоевский.

В целом революционное движение в России именно в 40-50-е гг. получило мощный толчок к развитию, вызванный не только внутренними причинами, но и революциями в Европе.

Главными особенностями революционной идеологии этого периода стали:

утрата надежды на реформирование России "сверху в результате сотрудничества верховной власти и общества

обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе;

выдвижение в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции социалистических учений.

Революционное движение 40-50-х гг. стало важной причин подталкивавшей власти к реформированию общества.

Идейным вождем революционного движения в России в конце 50 - 60-х гг. стал редактор петербургского журнала "Современник" Н. .Г. Чернышевский. Искусно обходя цензуру, он выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А.И. Герцена об "общинном" социализме, ратовал за создание революционно организации.

Страницы: 1 2

Из спартанской песни
Будем за родину храбро стоять и, детей защищая, Ляжем костьми, не щадя жизни в отважном бою. Юноши, бойтесь же, строя рядами, не будте примером Бегства постыдного или трусости жалкой другим. Дух сохраняйте в груди навсегда удалой и могучий И не жалейте души, выйдя с врагами на бой… Пусть же, широко шагнув и ногами упершися в землю ...

 Уголовное право и уголовный суд
Охраняя общественный порядок, государство запрещает те или другие деяния, признаваемые им в этом отношении вредными, угрожая за совершение их такими или иными наказаниями. Система норм, определяющих, какие именно деяния признаются преступными и каким наказаниям подвергается преступник, составляет область уголовного права. В случае совер ...

Князь Святослав. (945-972)
Сын Ольги и Игоря Святослав - самый легендарный из всех киевских князей, вновь вернулся к войнам. Традиционно войны Святослава оценивались как захватнические. Многочисленные походы Святослава в разных направлениях дали повод некоторым историкам считать его военным предводителем бродячей дружины, далеким от насущных интересов Киевской де ...