История » Государственный флаг Российской империи (проблема соотношения цветов в русской государственной символике) » Петровские флаги

Петровские флаги
Страница 3

Кроме уже описанных флагов, в XVIII веке в употреблении был и штандарт царя, появившийся в 1699-1701 годах. Введение его и изображение на нем один из современников объяснял так: «Как известно, англичане считают себя хозяевами четырех морей. Чтобы походить на них и в этом, царь завёл себе большой жёлтый штандарт, который при всяком торжестве развевается над Петербургской крепостью. На штандарте изображены царский чёрного цвета герб и четыре моря, по одному в каждом углу, в знак того, что царь владыка четырех морей: Белого, Каспийского, Чёрного и Балтийского». На судном штандарте императора вплоть до 1917 года сохранялось изображение четырех морей, карты которого орёл держал в клювах и лапах.

Можно предположить, что символика четырех лучей Андреевского креста имела тот же смысл, и поэтому флаг св. Андрея казался Петру ближе, чем флаг трёхцветный.

Царский штандарт, который поднимали в обязательном порядке во время государственных праздников, современники-иностранцы называли иногда «императорским государственным флагом». И может быть, они были правы. Российскую империю, как и Российское царство, ярче всего символизировал «государев орлёный» флаг.

После смерти Петра I формирование государственной символики приняло другое направление: в армейскую униформу стали проникать сопутствующие цвета, принятые в Германии (точнее, в Пруссии), - чёрные, оранжевые, жёлтые. Даже офицерские шарфы, цвета которых раньше соответствовали русскому флагу, в 1742 году поменяли на чёрно-жёлтые. Боевой орден св. Георгия в 1769 году получил чёрно-жёлтую ленту, условно обозначавшую «порох и огонь».

При императоре Павле I не только банты на шляпах военных, но и другие детали головных уборов стали чёрно-оранжевыми. Его сын Александр I окончательно утвердил армейскую кокарду, перьевые султаны и офицерские шарфы чёрно-оранжево-белого цвета. Кокарды с императорскими цветами постепенно стали носить не только офицеры флота и армии, но и чиновники.

Получилось так, что союзные с 1815 года Россия, Австрия и Пруссия и в своей государственной символике использовали практически одинаковые цвета, за что именовались «монархиями чёрного орла». У Бранденбурга и Пруссии был чёрно-белый флаг; чёрные и жёлтые полосы имелись на флагах многих суверенных немецких княжеств; флаг единой Германии в ХIХ веке был чёрно-красно-жёлтым. В России, ориентировавшейся со времен Анны Иоанновны и вплоть до Павла I на немецкие образцы, чёрно-жёлто-белые цвета сухопутной армии все более приобретали значение цветов государственных.

Жизнь «государственного» императорского штандарта первой четверти ХIХ века была малозаметной. Он, единственный из флагов, поднимался при коронации Николая I 22 августа 1826 года в тех местах, где находился царь. Цесаревичи присягали царю и Отечеству не под «орленым» и не под чёрно-жёлто-белым или бело-сине-красным флагом, а каждый под знаменем того полка, шефом которого он был.

Бело-сине-красные цвета, переданные Петром I торговому флоту, постепенно превращались в народные – ими украшали ледяные горки на масленицу и балаганы на ярмарках, причем далеко не всегда в должном порядке, с правильным расположением полос. Народная память связывала эти цвета с Петром I, и бело-сине-красные флаги появлялись всегда при праздновании юбилеев этого царя. «Гражданские» цвета поднимались и при открытии памятника Пушкину в 1880 году в Москве, и на Всероссийских художественно-промышленных выставках.

Страницы: 1 2 3 4

Историография.
Для написания данной работы использовались следующие исторические источники: 1. Андреев А.Р. Гений Франции, или Жизнь кардинала Ришелье. (Документальное историческое исследование).- М., 1997. 2. Внутренняя политика французского абсолютизма.1633-1649гг. Сборник документов. Под. ред. А.Д.Люблинской.- М.-Л., 1966. 3. Ларошфуко Ф. Мемуар ...

Влияние промышленного переворота на дальнейшее развитие германской экономики
К началу 70-х гг. Германия вступила в период нового, довольно мощного экономического подъема. Коренной перелом особенно проявился в основных технико-экономических показателях. Промышленность оснащалась новой техникой и энергетически перевооружалась. Значительно возросли объемы выпускаемой продукции, особенно в отраслях тяжелой промышлен ...

Культура Др. Руси 10-13 вв.
Основой культуры Древней Руси являлось христианское мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности языком образов и символов призвана была выразить молодая древнерусская культура. Византия стала культурной наставницей северного соседа. Влияние византийского искусства многогранно. Благодаря Византии Русь получила возможность по ...