ВведениеСтраница 2
В Советском Союзе, в отличие от сегодняшнего времени, выбор детских и молодёжных журналов был невелик. Самым маленьким предназначались "Мурзилка" и "Веселые картинки", пионерам и школьника - "Костёр" и "Пионер", основными журналами для молодежи были "Смена" и "Юность". Содержание этих журналов определялось и контролировалось их издателями - Центральным советом Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина и Центральным комитетом ВЛКСМ. Все эти журналы - продукты советской власти, основная дата их появления - 1924 или 1936 год.
Официальное издательское определение журнала "Пионер" такое - ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина для пионеров и школьников. Журнал был основан в 1924 году, и задумывался как "боевой орган" детской коммунистической организации". Даже название для него, по редакционным преданиям, придумала Надежда Константиновна Крупская. С 1924 года и по нынешнее время издавался и издается в Москве.
В данной работе мы обратились к детским периодическим изданиям советского времени, в частности к журналу "Пионер".
Цель нашего исследования - выявить характер влияния советской идеологии на жанрово-тематическое своеобразие детской периодики 1951 - 1958 годов, на примере журнала "Пионер".
Нами была выдвинута гипотеза, что жанровая система и тематика публикаций в журнале "Пионер" как "боевом органе" детской коммунистической организации", отвечали задачам прямого влияния советской идеологии, но характер и степень этого влияния изменялись в зависимости от политического курса.
Мы ставили перед собой задачи:
Изучить содержание журналов за 1951, 1953, 1956 и 1958 годы.
Выявить тематику и жанровое своеобразие публикаций в журнале изучаемого периода.
Определить способы воздействия на читательскую аудиторию на страницах журнала.
Проанализировать характер идеологического воздействия с точки зрения жанрово-тематического своеобразия публикаций.
Сопоставить характер и степень идеологического влияния в периоды 1951 - 1953, 1956 - 1958 годов.
Объектом исследования был выбрано содержание журнала "Пионер", так как это издание было одним из самых популярных в то время, что даёт возможность предположить, что воздействие на детскую аудиторию было целенаправленным и сильным.
Предметом исследования стало идеологическое влияние на страницах детской периодики, отраженное в выборе тем публикаций и системе используемых жанров.
Основными методами исследования были выбраны наблюдения и контент-анализ (качественный и количественный анализ). В выборе метода контент-анализа в качестве ведущего метода исследования мы опирались на мнение С.А. Обухова, который утверждал, что "объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио - и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений" [12, с.77].
Материалы исследования. Нами были изучены номера журнала "Пионер" за 1951 год (№№ 1-12), за 1953-й (№№ 1-6), за 1956-й (№№ 1-12), и за 1958 (№№ 1-6). В общей сложности было исследовано 36 номеров. Выбор журналов был ограничен возможностями Детской библиотеки им. И.А. Крылова, так как в наличие имелись не все подшивки журнала "Пионер" за 50-е годы.
Владимир Мономах – собиратель русских земель
Владимир Мономах стремился к объединению усилий всех русских князей по укреплению могущества Русской земли, и также отчетливо сознавал, что новому принципу общего владения Русской землей необходимо было создать моральный авторитет. Это было тем более необходимо, что сразу же вслед за Любечским съездом вновь начались кровавые раздоры кня ...
Феномен эффективности
советского государственного управления в Великой Отечественной войне
Реальная угроза Союзу ССР быть втянутым в начавшуюся 1 сентября 1939 г. мировую войну понудила вновь изменить приоритеты, задачи, методы, структуру системы государственного управления. В его деятельность внедряются элементы милитаризма, централизации, усиливается роль исполнительных я контрольных органов.
Милитаризация управления стано ...
Боги покровители хозяйства
Считалось, что у каждой отрасли хозяйства — земледелия, скотоводства, охоты, ремесел — есть свои боги-покровители.
Бог виноделия Дионис научил людей разводить виноград и делать вино. В честь него устраивали праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино.
Когда греки начали обрабатыват ...