История » Влияние советской идеологии на жанрово-тематическое своеобразие детской периодики 1951-1958 годов » Описание системы жанров и тематики публикаций в журнале "Пионер" 1951-1953 и 1956-1958 годов

Описание системы жанров и тематики публикаций в журнале "Пионер" 1951-1953 и 1956-1958 годов
Страница 4

Появляются очерки о писателях, которые проявили себя в истории как яркие революционеры, - Г. Гейне, Дж. Лондоне, Мате Залке, Эжене Потье, О. Туманяне и др.

Более широко в журналах этого периода представлены зарубежные авторы. Вообще на страницах журнала периода "оттепели" постепенно "открывается железный занавес". Появляются рассказы английских и французских писателей ("Охота на лягушек" Джона Гезерингтона (№8, 1956), "Джилли и Джунни" Джеймса Белларда (№5, 1956), "Один из многих" Эмиля Пожеса (№ 11, 1956).

Итак, "Пионер" имел постоянные рубрики, посвященные школьной и пионерской жизни, официальным сообщениям, науке и технике, природе, искусству, спорту, детскому художественному творчеству и т.д. В этом ракурсе журнал представляет значительный интерес, так как вообще "журналы дают возможность панорамного взгляда на социальную ситуацию, комплексного подхода к ее анализу" [16, с.111].

"Пионер" дает максимум информации из разных сфер жизни.

Прежде всего, основную часть публикаций занимают рассказы, стихи, очерки и повести о сверстниках, о сегодняшнем дне жизни пионеров, о жизни в школе. Затем дается довольно широкая панорама жизни сверстников и взрослых за рубежом. Читателей знакомят с творчеством зарубежных писателей. Особое внимание уделяется познавательным материалам, способствующим расширению кругозора. Им отводится, как правило, несколько рубрик.

Логика построения номера - традиционная для всех периодов издания журнала.

На первых страницах журнала - материал, посвященный различным датам. Оформление номера одинаково: яркая картинка на обложке, история праздника, обращение известного человека в связи с праздником. Затем - стихи, рассказы, рисунки, повести, очерки, фотоснимки. Ни один выпуск журнала не обходится без рубрики, где публикуется читательская корреспонденция.

Анализ содержания журнала позволил определить несколько жанров, составляющих основу публикаций в журнале "Пионер" 50-х годов.

Прежде всего, в журнале публикуются стихотворения. Оговоримся сразу, мы отдаем себе отчет, что стихотворения - это не жанр, но в данной работе они рассматриваются нами как вид публикации.

В журнале также публикуются рассказы и повести, а также очерки. Такая жанровая организация позволяла вести разговор на различные темы.

Заметим, что в публикациях применялись определенные способы идеологического воздействия: клише, оценочная лексика, стереотипы. Также провозглашались общие моральные ценности. В текстах публикаций создавался эффект соучастия за счет различных обращений, ссылок на уважаемых и любимых деятелей истории и культуры, подчеркивания общности интересов и ценностных ориентаций автора и читателя (Приложение 1).

Итак, как видим, во всех изученных журналах единая и очень устойчивая структура: заглавная публикация, посвященная значимой для страны дате, постановления или призывы Совета пионерской организации или ЦК ВЛКСМ, затем публикации по основным тематическим рубрикам.

"Вспомним, какова была воспитательно-образовательной среда в стране в середине ХХ века. Школьникам и студентам был доступен калейдоскоп образов ярких, творческих личностей, впечатляющих открытий, изобретений прошлого и настоящего и зажигательных перспектив. Это были эмоционально заряженные, зажигательные "картинки-мотиваторы", связанные с различными сферами человеческой деятельности. Они ярко и зажигательно транслировались через детскую литературу, телепередачи и даже кино" [10, с.81].

Страницы: 1 2 3 4 5

Смерды.
Древнерусские смерды XI-XII в.в. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хо­зяйство. Князь давал смерду землю при усло­вии, что тот будет работать на него. В слу­чае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к ...

Заключение.
В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в России совершился последний дворцовый переворот. Император Павел I был убит в результате заговора петербургской знати. На российский престол вступил его сын Александр, который правил почти четверть века (1801-1825). О самом императоре, его взглядах остались самые противоречивые свидетельства современн ...

Пётр I в последние годы жизни
К концу жизни Пётр достиг вершины величия. Прославленный и воспетый в своей стране и за рубежом государь и дипломат, полководец и флотоводец, реформатор и законодатель, человек, которого современники, и русские, и иностранцы, называли великим, он вполне заслужил титул императора, который Сенат преподнес ему после победоносного завершени ...