История » Жизнь и быт крестьян Кондопожского края в конце XIX – начале XX вв. по материалам периодики Олонецкой губернии » История и состояние церквей и приходов Кондопожского края в начале ХХ в.

История и состояние церквей и приходов Кондопожского края в начале ХХ в.
Страница 2

Около семи часов веера Владыка прибыл в Горский приход. Это один из древних приходов Заонежского края. По крайней мере, из церковной летописи видно, что в 1669 г. здесь была деревянная церковь. Многие из прихожан, по доложению священника, нерадиво посещают храм, а некоторые и совершенно удалились от него, ударившись в раскол. Вследствие этого Архипастырь сказал речь о том, что вне стен дома Божьего никому нет спасения. Переночевав в Горском приходе, Владыка отправился в дальнейший путь…[55]

Из записей протоирея А. Надежина следует, что у церковных приходов Кондопожского края была одна и та же проблема: запустение и захламление церкви, широкое распространение “раскола", однако обучение везде было хорошим, что немало порадовало Архимандрита. Из этой публикации видно, что авторитет православной церкви в Кондопожском и, особенно, Сунском приходах был невысоким, церкви были бедными и в плохом состоянии. Однако необходимо отметить, что церковь добилась больших успехов в развитии церковно-приходских школ.

Много места в публикациях “ОЕВ” занимали материалы по истории православия в Олонецкой епархии. Часто авторами таких публикаций были приходские священники. Одна из таких публикаций, подготовленная священником Марциальноводского Кончезерского прихода П. Орловым, была посвящена церковной летописи Марциальноводской церкви[56]. В архиве этой церкви построенной при Петре I в 1720-1721 гг. у известного у Марциального источника, среди документов находилась рукописная “Летопись Кончезерской или Марциальноводской церкви".

Эта летопись распадается на две части. Первую можно назвать исторической. Она едва заключает много новых неизвестных прежде данных. Здесь автор статьи говорит о составлении этой части рукописи по книгам. Вторая часть летописи - самостоятельна (отсутствуют цитаты и соответствие содержания). В ней кратко говорится об этнографическом составе местного населения, об окончательном сложении прихода и о занятиях его жителей. Эту часть летописи автор предложил обозначить как этнографическо-бытовую. В ней автор выделил некоторые разделы: описание причин наименования церкви, кратенькую историю, и перечислил ценности церкви.

Обозначив разделы летописи, П. Орлов описывает судьбу церкви. Название Марциальноводской церковь получила от Марциальных Вод открытых при императоре Петре I в 1714 г., а название Кончезерской от храма и завода, находящихся в восьми верстах от Марциальных Вод на восток.

Церковная утварь была привезена с Олонецкой корабельной верфи (по-видимому, из Александро-Свирского монастыря). В этом храме хранится серебряное кадило, сделанное в 7157 г. Василием Ивановичем Стремневым.

Первоначально прихожанами храма были, вероятно, лечившиеся на водах, а так же мастеровые Кончезерского завода[57].

Марциальноводской храм был обновлен и перестроен в 1832 г. и освящен Преосвященным архиепископом Игнатием.

П. Орлов сообщает о хранящихся там вещах:

1) Серебряное кадило;

2) Евангелие, напечатанное в 1663 г.;

3) Деревянная дарохранительница;

4) Икона Божей Матери всех скорбящих в радости;

5) Риза и стихарь из набойки с голубыми цветами, сшитые, как говорят, императрицею Екатериной I;

6) Пояс с 4-мя источниками и кистями, тканый из шелка с крестами и подшитый кожею (так же императрицею сработанный);

7) Серебряный потир с изображением угодников;

8) Деревянный аналой и др[58].

Со времени уничтожения дворцов и прекращения лечений здесь остались мастеровые Кончезерского завода. Для них была установлена часовня во имя Св. Троицы. Церковь при заводе была построена в 1866 г. по ходатайству бывшего начальника Олонецких горных заводов И.А. Фелькнера - зданием каменная[59].

Не менее интересен очерк священника Тивдийского прихода А. Петропавловского, посвященный своему Тивдийскому приходу[60]. Автор пишет, что Тивдийский приход находится на расстоянии 100 верст от г. Петрозаводска. Образовался он как самостоятельный в 1833 г., а ранее находился в ведении соседнего Лычноостровского прихода и состоял ранее из двух деревень: Белой Горы и Тивдии. По количеству существующих деревень приход претендует на уездный городок: в ней четыре церкви - одна каменная.

Страницы: 1 2 3 4

Основные черты экономической, социальной, политической и культурной жизни Московской Руси
Единое русское государство, сформировавшееся в XV-XVI вв. вокруг Москвы, обладало рядом значительных отличий по сравнению с Древней Русью во всех областях жизнедеятельности. Его экономика носила экстенсивный, малоэффективный, застойный и закрытый характер, так как главной отраслью хозяйственной жизни было земледелие. В условиях Северо-В ...

Особенности промышленного переворота в Германии
Как было сказано выше, к 30-м годам XIX века сложились все предпосылки для промышленного переворота в Германии. Тем не менее, мы считаем необходимым отметить, что ходу промышленного переворота в этой стране присущ ряд специфических особенностей. Начало промышленного переворота можно отнести к 30-м годам XIX века, но в это время он зат ...

Судебник 1497 г.
Рукопись Судебника была найдена в одном экземпляре в 1817 г. и впервые опубликована в 1819 г. До этой находки исследователи были знакомы с Судебником только по извлечениям из него в переводе на латынь в книге Герберштейна “Комментарии о московитских делах”. Текст не имеет постатейной нумерации, материал разбит с помощью заголовков и ини ...