Традиции и обычаи в Кондопожском крае
Как известно все традиции и обычаи, пришедшие к нам от дедов и прадедов это “рудимент" язычества. Для современного человека они не кажутся чем-то из ряда вон выходящим, т.к влияние церкви на нашу повседневную жизнь практически исчезла, что довольно прискорбно. Но в начале ХХ века церковь усиленно следила за жизнью и бытом населения.
В одной из публикаций “Олонецкой недели” за 1916 г. священник В. Никольский отмечает “печальный остаток язычества" в виде традиционных святочных гаданий. Автор, приводит стихотворение А.С. Пушкина:
"Настали святки. То-то радость.
Гадает ветреная младость…
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски…"
Создается впечатление, что В. Никольский словами поэта с некоторой долей цинизма охарактеризовал это время и выказал свое отношение ко всей этой “чепухе". Автор писал, что в самой природе человека таится стремление приподнять туманную завесу будущего. Он писал, что люди гадали не только в глухих деревнях, но и в городах. “Святочным гаданиям придавалась молодежь, а главным образом девицы - они гадали о своей судьбе и, конечно, о суженном” - в одном этом высказывании лежит все-то неудовольствие священника, которое вызывают эти пережитки прошлого, и с которыми так борется церковь. Еще большим святотатством священник считает то, что гадания “необходимо было проводить" без нательного креста, пояса и с распущенными волосами, притом во время святочных гаданий девицы не молились[143].
Петр Коренной, уже известный нам крестьянин из Кондопожской волости, писал, что значительная часть народных гаданий приходится время около дня Рождества Христова. Самое благоприятное время для гадания - в ночь на Рождество. Он так же перечисляет обычаи и приметы: в Рождество утром следует встать как можно раньше - раньше летом отойдут полевые работы; первый блин, испеченный в Рождество, отдают девочке - тогда корова отелится телочкой, а если его съест мальчик, то корова принесет теленка; девушки замечают, кто первым в Рождество придет в их избу: если женатый - девушка скоро выйдет замуж, а если холостой, то наоборот. Кроме гаданий в первый день Рождества по обычаю собирается на “игрища”[144].
К одному из очень похвальных обычаев в Кондопожской волости можно отнести то, что на каждое Рождество и Новый год в училищах и школах для детей устраивались “Елки". Так и в 1914 г в Тивдийском двухклассном училище получила возможность засиять елка. Заметку об этом событии представил житель Тивдии или одной из окрестных деревень, побывавший на этом празднике, автор подписался, как К.М. Он писал, что пение детей было чистым и мелодичным, они читали стихотворения и показывали сценки из крестьянской жизни. “Было очень интересно, а крестьяне посмотрели на себя со стороны”[145] - такое заключение, очень позитивное, оставил автор.
Но, кроме, этих красивых и захватывающих обычаев, есть и очень неприглядные, выставляющие быт крестьянской жизни с другой, “черной", стороны. Один из таких обычаев это брак по сговору родителей. Очень часто детей еще с колыбели обручат и им приходилось жениться, чтобы не навлечь гнев родителей. Но бывало и так, что какому-нибудь богатому человеку или проезжающему мимо той или иной деревни купцу приглянулась девица. Он идет к родителям и заключает договор на брак. В таких случаях брак не часто бывает счастливым и нередко приводит к беде. Были сведения о том, что выданные насильно замуж девушки убивали себя, т.к не видели другого спасения. Но в 1911 г. В Белой горе произошел подобный случай, где “приговоренная” смогла уберечь себя от злой участи.П. Коренной пишет, что “Ольга Богданова из села Тивдия очень любила Ивана Севастьянова, но ее заставляли (брат и мать) идти за Павла Гришанова, они мол желают ей только добра и с ним она будет счастлива. Но в церкви она не растерялась и сказала батюшке, что она выходит замуж по принуждению. Батюшка остановил процесс венчания и через три часа поженил Ольгу с Иваном”[146].П. Коренной искренне восхищался мужеством девушки и считает, что браки по принуждению богом не благословляются.
В целом, в источника встречается очень мало сведений о культурном уровне края. Эта тема затрагивает в основном весь уезд или всю губернию.
Этот вопрос требует более детального рассмотрения или даже вынесения в отдельное исследование.
Эпоха Александра I: нереализованные возможности
реформ.
Во введении была дана краткая характеристика положения России в начале XIX века, когда к власти пришел новый царь. Александр I получил Россию аграрную, крепостническую. Несмотря на наличие возможности развития капиталистических отношений, что, без сомненья, помогло бы державе преодолеть отставание от стран Запада, предшественники молодо ...
Столыпинская аграрная реформа 1906-1911
П. А. Столыпин-премьер министр правительства России с юня 1906 г. , один из авторов нового избирательного закона 3 июня 1907г. , позволившего сформировать 3 Государственнную думму, представить проекты реформ и часть из них провести в жизнь. Среди разработанных правительством Столыпина проектов реформ наибольшее значение имели предложени ...
Отношение центральной власти Турецкой республики к курдскому
национально-освободительному движению. Курдский вопрос в Турции в период (1980 – 1989)
После государственного переворота в 1980 г., усилились репрессии турецких властей, которые нанесли значительный удар по курдскому движению. На протяжении рассматриваемого периода жандармерия и полиция действовала в Курдистане фактически в качестве оккупационной армии. В акциях подавления участвовали воинские части и силы безопасности, а ...