История » Внутреннее устройство Древней Руси » Крещение Руси. Значение крещения для культуры и быта населения

Крещение Руси. Значение крещения для культуры и быта населения
Страница 1

Политический же строй Древней Руси 9-10 вв. характеризовался как раннефеодальная монархия. Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича. Положение Руси заметной упрочилось. Владимиру удалось создать мощную оборонительную систему, оградить Русь от набегов. При нем был создан первый подробный летописный свод. Важное значение имели две религиозные реформы Владимира: стремление унифицировать языческие культы и принятие христианства. До принятия христианства древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов, среди которых бог неба по имени Сварог, бог Солнца по имению Дажбог, Хорос, "Скотий бог" Велес, бог грома и молний по имени Перун, бог ветра по имени Стрибог

И язычество и христианство в равной мере были основаны на вере в сверхъестественные силы, управляющие миром. Христианство отличалось от язычества не своей религиозной сущностью, а только той классовой идеологией, которая наслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян и их соседей. Еще задолго до принятия христианства в Киеве было известно о христианстве, его основных догмах, приспособленных к нуждам феодального государства.

В Х веке в Киеве была уже церковь св.Ильи, христианского двойника языческого бога Перуна. Христианская литература, написанная на старославянском языке, проникла на Русь из соседней Болгарии. Киевские князья сознательно медлили с принятием христианства, так как при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в зависимость от Византии. В конце Х века, точнее в 988 году князь Владимир крестился сам, крестил своих бояр и заставил креститься всех остальных.

К тому времени структура церковной иерархии сложилась в основном следующим образом. Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание церквей жертвовали почти десятую долу своих дани и оброков. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни своих прихожан. Одной из сильных организаций церкви были монастыри, которые вообще играли важную роль в истории средневековых государств, в том числе и в древнерусском государстве. Все это пришло в Русь с усилением христианство.

Крещение Владимира – поворотный момент христианизации Киевской Руси, но сама христианизация произошла не сразу, она растянулась на ряд десятилетий. При Владимире крестились княжеская семья и княжеская дружина. В больших же городах жителей загоняли в реку и заставляли креститься насильно. Несмотря на предпринимаемые правящим классом меры, значительная часть русского населения в Х1 в. Оставалась еще языческой. Внедрение христианства встречало активное сопротивление со стороны большого количества населения.

Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых язычниками богов, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многоженство. К примеру, у князя Владимира было пять "водимых", т.е. законных жен, не считая наложниц. Христианская церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию в практику. И если уже в Х1 в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга христианской церкви.

Страницы: 1 2

Зеский собор 1613г. Воцарении династии Романовых. Правление царя Михаила Федоровича Романова. Завершение смуты и освобожд. Страны от интервентов
Всего важнее было избрать царя. Тем более, что Владислав продолжал претендовать на престол. Необходима была сильная власть и для того, что заключить мир с Польшей и Швецией, навести в стране порядок. Зимой 1613 г. был созван Земский собор, самый представительный из всех бывших до и после. Долгие и бурные заседания наконец привели к выбо ...

Этапы монголо-татарского нашествия на Русь (основные этапы этого процесса в XIII-XV вв.)
Начало XIII века - объединение кочевых монгольских племен в Центральной Азии. 1206 г. - Чингис-Хан стал всемонгольским ханом, который создал сильное государство и мощное, дисциплинированное войско. 1211 г. - войско Чингис-хана вторглось в Северный Китай. 1219-1221 г.г. - была завоевана Средняя Азия. 1222-1223 г.г. - монголы покорили ...

Основание колоний
Греческие торговые города стали создавать свои постоянные колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Город, основавший колонию, снаряжал целую флотилию военных и торговых кораблей. Колонисты-переселенцы собирались из разных областей Греции; это были крестьяне, потерявшие землю, ремесленники и купцы, надеявшиеся найти в колонии хор ...