История » Чешские земли в второй половине XІХ в. - 1914 г. » Чешские земли в конце 60-х - начале 70-х годов.

Чешские земли в конце 60-х - начале 70-х годов.
Страница 2

Во второй половине 60-х годов чешская буржуазия подняла знамя чешского государственного исторического права, возведя его в ранг общенациональной идеи. В ставших традиционными “посланиях и просьбах” к императору она требовала восстановить автономию и единство земель Чешской короны во главе с придворным канцлером и генеральным сеймом, провести избирательную реформу в духе национального равноправия, добиться согласия императора на коронацию Чешской короной.

Во время австро-венгерских переговоров чехи стремились оживить федералистскую концепцию, добиться ее поддержки со стороны славянских федералистов. В основу федеративной структуры были положены “исторические земли”. После провозглашения в феврале 1867 г. Австро-Венгрии младочехи перешли в крайнюю оппозицию по отношению к правительству, старочехи высказались за выход чешских депутатов из сейма.

Как антидуалистическую демонстрацию рассматривали и старочехи, и младочехи участие чешских общественных деятелей, ученых во Всероссийской этнографической выставке в мае 1867 г. Однако они не нашли полного понимания у российского правительства, ибо последнее трактовало чешский вопрос как внутреннее дело империи Габсбургов. Летом 1867 г. чехами была предпринята попытка установить контакты с Францией. В меморандуме, который вручил Ригер Наполеону III, указывалось на “стратегическое значение чешских земель“ для всей Европы, подчеркивалась роль славянских народов как противовеса угрозе пангерманизма. Но и на этот раз лидерам чешской буржуазии не удалось получить действенной помощи за границей.

Весной 1868 г. в чешских землях стремительно нарастает движение таборов, которое принимает массовый характер. Оно продолжалось до сентября 1871 г. Его сторонников объединили оппозиционные настроения, усилившиеся после заключения австро-венгерского соглашения и подогреваемые националистическими заявлениями лидеров немецкого населения чешских земель. В Чехии в движении таборов участвовало от 500 тыс. до 1 млн., в Моравии - около 450 тыс., в Силезии - 25 тыс. человек. Младочехи декларировали свою солидарность с народом, поддержали демократические требования, сформулированные в ходе этих выступлений. Между тем старочехи быстро встали на путь переговоров с правительством.

22 августа 1868 г. в день открытия чешского земского сейма, который не созывался с апреля 1867 г., от имени 81 чешского депутата была подана Декларация, в которой обосновывался их отказ от участия в работе сейма. Декларация не признавала новое дуалистическое устройство империи. Этот документ представлял собой программное заявление чешской политической элиты, в котором защищалась государственно-правовая самобытность чешских земель, указывалось, что заключение австро-венгерского соглашения означает признание политического приоритета австрийских немцев и венгров над славянами, говорилось о необходимости справедливого политического представительства в рейхсрате чешского народа, подписании договора между ним и государем. Речь шла о чешско-австрийском соглашении между “чешским королем, монархом и политическо-исторической чешской нацией”, об обеспечении равноправия чехов и немцев в чешских землях.

В этой ситуации историческое дворянство стало рассматриваться старочехами как перспективный союзник на пути конституционных преобразований монархии, в достижении федералистского соглашения с австрийским императорским домом. Младочехи же, в свою очередь, хотя и с рядом оговорок, шли в фарватере стратегической линии старочехов.

Начавшиеся переговоры с правительством вылились в подготовку трех документов: Фундаментальных статей, определявших положение Чехии в составе Австро-Венгрии, проекта закона о защите национальностей в Чехии и нового избирательного закона, определявшего порядок выборов в чешский сейм. 10 октября 1871 г. Фундаментальные статьи были приняты чешским сеймом за исключением немецких депутатов-либералов. По сути чешские парламентарии признали австро-венгерский дуализм, отказались от идеи реорганизации империи на основе триализма: Австрия - Венгрия - комплекс объединенных чешских земель. По аналогии с текстом австро-венгерского соглашения Чешское королевство предоставляло “всем королевствам и землям империи право решения общих вопросов”: иностранных и военных дел, финансов. Оговаривалось число и условия участия чешских представителей в составе австрийской делегации, избранной, правда, не рейхсратом, а сеймом. Общеавстрийскими делами являлись торговля, налоговая политика (косвенные налоги), денежная система, коммуникации, законодательство о гражданстве. Законодательная компетенция в этих сферах передавалась бы особому конгрессу делегатов - сенату, заменяющему верхнюю палату рейхсрата Цислейтании. Исполнительный орган - общеавстрийское правительство - формировался из придворных канцлеров или же земских министров, т.е. глав правительств отдельных земель.

Страницы: 1 2 3

Биография. Александр Исаевич Солженицын, 1918 г.р.
Со стороны отца Солженицын происходит из старинной крестьянской семьи. Исаакий Семёнович учился в Харькове, потом в Москве, ушёл добровольцем на войну; на фронте, летом 1917-го женился на Таисии Щербак; был награждён за храбрость. После возвращения домой был ранен на охоте и умер от раны 15 июня 1918 года. Он выведен в "Августе Чет ...

Подготовка
Слухи о том, что Самару собираются перевести из ранга уездного города в ранг губернского, в 1850 г. окончательно подтвердились. 5 декабря 1849 г. в составе Саратовской и Царицынской епархии было создано Волгское викариатство (включавшее в себя Самарский уезд), но после объявления о формирования новой губернии 31 декабря 1850 г. оно был ...

Военная реформа.
Большое значение в период правления Грозного имели проводимые им военные реформы. Суть их сводилась к следующему: 1. Ядро армии должно составлять дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю “избранная тысяча” – 1070 провинциальных дворян, которые по замыслу царя, должны были стать его опорой. 2. Помещик или вотчинник мог ...