История » Чешские земли в второй половине XІХ в. - 1914 г. » Чешская культура второй половины XIX - начала XХ в.

Чешская культура второй половины XIX - начала XХ в.
Страница 3

Вместе с тем требование возродить в чешской литературе общечеловеческие идеалы прозвучало также в середине 60-х годов, например в альманахе “Лада Ниола” (1855). Мысль о тесной связи чешской литературы с литературой мировой не означала отказа от национальной тематики и сохранения национального своеобразия культуры. Идея о том, что чешский народ должен был оставаться верным патриотом и в то же время принадлежать к мировому сообществу, становится программной у многих представителей чешской культуры. Острые дискуссии о признаках современности искусства, о слабых и сильных сторонах реалистической концепции характерны для всей второй половины XIX в.

В конце 80-х - 1914 годы в литературной жизни наблюдалось несколько течений. Реализм уступил место новым тенденциям. При чем в чешских землях общеевропейские процессы получили свою национальную интерпретацию. На уровне политических программ была сформулирована цель культуры - развивать гармонически, всесторонне образованную личность, способную к самостоятельным суждениям об искусстве. Попытки свести все богатство функций искусства этическим или же политическим принципам, когда литература и искусство в целом были призваны служить в первую очередь нравственности, рассматривать литературу как выразительницу общественных интересов, у поколения 90-х годов вызывает стремление найти новые идеалы.

Индивидуалистическая идеология нашла выражение в символизме и декадентстве. Манифест “Чешской модерны”, опубликованный в 1895г., который в качестве источника и критерия литературной деятельности провозглашал внутреннюю правду творческой индивидуальности, свидетельствовал, что модернизм в Чехии имел яркую национальную окраску. Манифест резко осуждал эклектизм, дилетантизм, иллюстративность и утилитарность таких авторов как драматург, прозаик, переводчик Я. Врхлицкий, или поэт, редактор журнала “Люмир” Й.Сладек, а также модные течения той эпохи “искусства для искусства”.

Новое направление в искусстве связано с творчеством художника и графика, мастера портретной живописи М. Швабинского (1873-1962). В пейзажах, росписях, графических работах он сочетал жизнеутверждающий реализм с символикой и аллегорией. Чувственный импрессионизм был основой живописи известнейшего чешского художника А. Славичека (1870-1910), воспевавшего красоту пражских улиц, набережных и садов. После поездки в Париж он обратился к панорамным работам “Вид Праги с Ленты”, затем “Собор святого Вита” и др. Наиболее крупным чешским скульптором этого периода был Я. Штурса (1880-1925) - основатель чешской современной скульптуры, последователь реалистической традиции, учитывавший импрессионистические тенденции эпохи.

На рубеже веков начал творить музыкант и педагог В. Новак (1870-1949), один из основателей чешской музыкальной педагогики, профессор Пражской консерватории, ученик Дворжака. Синтезировав национальные музыкальные традиции и элементы импрессионизма, он выработал свой собственный стиль. Им написаны произведения для фортепьяно (цикл “Пан”), камерных оркестров, симфонии и сюиты (“Словацкая”, “Югочешская”), оперы и др. Наиболее известным за границей чешским композитором наряду со Сметаной и Дворжаком был Л. Яначек (1854-1928), долгое время работавший в Брно, изучавший моравский фольклор. Яначек - автор 9-ти опер, в их числе “Шарка” (1887), балета “Ракош Ракочи” (1891), рапсодии “Тарас Бульба” и многих других сочинений.

Страницы: 1 2 3 4

Внутреннее устройство Древней Руси
Основу хозяйственной жизни Древней Руси составляло земледелие, земля была главным богатством. Собственниками земли являлись князья, представители родовой знати (бояре), дружинники, а позже и церковь часть земель по-прежнему принадлежала свободным общинниками, которые вели свое хозяйство, имея необходимые орудия труда. Таких общинников н ...

Первый год Самарской губернии
21 апреля 1851 г. губернатор создал врачебную управу (инспектор - доктор медицины и хирургии Эдуард Карлович Финке; врач Г.А. Троицкий и акушер Платон Андреевич Агромыченков), важнейшей обязанностью которой стали организация санитарного надзора и борьба с эпидемическими болезнями, и больничный совет. В управе служило 6 медиков, 2 ветери ...

Заключение.
В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в России совершился последний дворцовый переворот. Император Павел I был убит в результате заговора петербургской знати. На российский престол вступил его сын Александр, который правил почти четверть века (1801-1825). О самом императоре, его взглядах остались самые противоречивые свидетельства современн ...