История » Государственное управление в России в XIX веке - эпоха реформ и контрреформ » АлександР III как государственный деятель

АлександР III как государственный деятель
Страница 1

Великий князь Александр Александрович был вторым сыном императора Александра II и потому с детства готовился не к управлению страной, а к военной карьере. Наследником престола он стал в 1865 г. после неожиданной смерти старшего брата великого князя Николая Александровича. Только с этого времени он стал получать фундаментальное образование, но наверстать упущенное, несмотря на прилежание и трудолюбие цесаревича, в полной мере так и не удалось. Сайты выбора товара: каталог товаров neiro.top.

Политические взгляды Александра III сформировались под воздействием К.П. Победоносцева, которому удалось привить будущему императору консервативно-монархическую систему ценностей, приверженность к принципам неограниченного монархизма, религиозности и русофильства. Не сочувствуя либерально-реформаторской политике отца, Александр III в бытность свою наследником престола открыто ей не оппонировал. Став императором и считая реформы предыдущего царствования политической ошибкой, он полагал, что ещё большей ошибкой будет возращение к дореформенным порядкам. Поэтому в основе его политики контр реформ лежало стремление не к ликвидации либеральных учреждений эпохи Александра II, а к установлению над ними бюрократического контроля со стороны государственных структур.

Особо следует подчеркнуть миролюбивый характер внешней политики императора Александра III. Он оказался едва ли ни единственным российским монархом, при котором Россия не принимала участия в военных конфликтах, и потому вошёл в историю страны как царь-миротворец.

Потрясённый убийством отца и испытывая давление со стороны реакционной части своего окружения, прежде всего обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, Александр III начал своё правление с отклонения проекта М.Т. Лорис-Меликова о создании высшего представительного учреждения и отправил либеральных министров, задававших тон в предыдущее царствование, в отставку, 29 апреля 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия», положивший начало политике контрреформ.

В августе 1881 г. было издано «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Согласно ему любая местность могла быть объявлена министром внутренних дел на положении усиленной или чрезвычайной охраны. Это давало право местным властям издавать обязательные постановления, закрывать торгово-промышленные и учебные заведения, запрещать собрания и деятельность органов печати, высылать «подозрительных» и «вредных» лиц в административном порядке. Положение вводилось сроком на три года, но периодически продлевалось и действовало до 1917 г., что позволило современнику назвать его «фактической российской конституцией» (В.И. Ленин).

В 1882 г. была ужесточена цензура. Право закрывать печатные издания получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. В 1884 г. ликвидируется университетская автономия, одновременно ужесточается полицейский контроль над студентами. В 1887 г. в соответствии с циркуляром о «кухаркиных детях» введены ограничения на приём в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д. Был принят ряд мер, направленных на пересмотр судебных уставов: ограничена несменяемость судей (1885 г.) и гласность судопроизводства (1887 г.), некоторые категории дел, прежде всего политические, были изъяты из юрисдикции суда присяжных. На рубеже 80 –90-х гг. XIX в. контрреформы затронули также систему местного самоуправления: в 1889 г. появляются земские начальники, подмявшие под себя крестьянское общинное самоуправление, в 1890 г. проведена земская, а в 1892 г. – городская контрреформы. Итогом правительственных мер стало ограничение самостоятельности земств и органов городского самоуправления.

Страницы: 1 2

Жизнь и воспитание мальчиков-спартанцев
Отец приносил новорожденного мальчика к старейшинам. Если ребенок оказывался крепким и здоровым, старейшины разрешали отцу воспитывать его; если же ребенок был слаб и уродлив, его кидали в пропасть. Когда мальчикам исполнялось семь лет, их отбирали у родителей и отдавали в школу. Здесь они жили в суровых условиях, закалявших тело и вол ...

Каким был П.А. Столыпин
Пётр Аркадьевич Столыпин был человеком странной судьбы. Он не рвался к власти, но неожиданно для всех вдруг оказался у её вершин. Современники, удивлённые этим взлётом, стали говорить, что он почти всю жизнь провёл в провинции и не готов к своей новой роли, что у него нет собственных идей, что он «приказчик», исполняющий чужие приказани ...

Экономическое развитие чешских земель в последней трети XIX в.
В 80 - 90-х годах XIX в. в чешских землях произошло окончательное завершение промышленной революции, была проведена первая фаза индустриализации, в ходе которой Чехия, Моравия и Силезия превратились в индустриальную область. Для этого времени характерны, во-первых, возникновение государственного регулирования экономической деятельности; ...