История » Об армянских притязаниях к Гарабагу и планах Российской империи по созданию марионеточного Армянского царства и христианского Албанского государства на территории Азербайджана в 80-е гг XVIII в.

Об армянских притязаниях к Гарабагу и планах Российской империи по созданию марионеточного Армянского царства и христианского Албанского государства на территории Азербайджана в 80-е гг XVIII в.
Страница 2

Однако, в планах русского двора существовал и проект по созданию "Армянского царства" - это неопровержимый факт. Возникновение и существование подобного проекта, по вышеизложенным аргументам, должно было составить суть имеющего в то время парадокса. Дело в том, что все эти проекты держались в строжайшей тайне, и должны были осуществиться поэтапно, и поэтому возникновение "Армянского проекта" можно связать, если не полностью, то, по крайней мере, в определенной степени с деятельностью армянских политиканов.

Итак, Потемкин Г.А. и Суворов А.В. для расширения круга своих знаний о регионе посчитали нужным встретиться и обговорить будущие планы с армянскими политиканами Аргутинским И. и Лазаревым И. (13, 21; 18, 49). На настойчивую просьбу армян по поводу создания армянского государства князь Потемкин Г.А. дал ответ, что это возможно при условии, если в официальной форме будет сделано соответствующее ходатайство Проще говоря, Петербург старался создать для своих деятельности правовую основу. Однако беспокоиться русским тогда было не о чем, так как у армян к тому времени был накоплен большой опыт в подобных "обращениях", в которых они по большой массе в самых грязных формах выражали свои территориальные притязания к историческим землям Азербайджана, в частности к Гарабагу.

Армяне с самого начала активно участвовали в этом мероприятии, а тот факт, что их письма в виде приложения, то есть в оригинале доходили через Суворова А.В. до Потемкина Г.А., а, следовательно, и императрице, говорит о степени их вовлеченности в "дело" и влиянии на ход событий. Многое проясняет содержание этих бумаг, которые были опубликованы в ряде изданий. Так в одной записке говорится, что якобы, Арменией завладели "Турки" и "Персияне", а "малая же часть, то есть, Карабахцы и поныне остаются в независимости" (20, 68). Армяне безбожно пытались представить Гарабаг частью мифической Армении, ссылаясь на проживание здесь незначительной части христиан, и существование христианских меликств. А приписываемая этим меликствам независимость явная фальсификация и имеет собой цель еще более заинтересовать российское правительство в намечающемся предприятии, а также придать ему армянскую направленность. С другой стороны это свидетельствует тому, что армяне не только притязали на территорию Гарабага, а видели в ней ядро будущего армянского государства. В этом легко убеждаешься, когда читаешь следующее: "…но в случае какого-нибудь начальника из своей нации, весьма легким способом Армения может паки возстановиться…" (20, 68-69).

Конечно же, этот "начальник" из армян должен был посажен на азербайджанский ханский престол, что особенно примечательно в том смысле, что армяне притязали не только на определенную часть Гарабага, то есть ту, где в мизерном количестве проживала христианская община, а в целом на весь Гарабаг. Подобного рода документов в истории было немало, и хотя они несколько различаются по своему содержанию, все же в сути своей они направлены на определенную цель - отторгнуть Гарабаг от остальной части Азербайджана (хотя, в общих чертах амбиции армян имели более широкий охват). В другом приложении также имеется информация о Гарабаге. Этот документ является ярким примером армянской фальсификации. Так в самом начале Гарабаг описывается как чисто армянская область притом "самовластная". По словам автора этого документа это так называемое "самовластие" осталось от армянского государства прекратившего свое существование после шах Аббаса. Здесь мы находим также совершенно беспочвенные слова об Албанской автокефальной церкви и его патриархе: "Над ними удельный патриарх Иоаннес по армянскому названию катуликус с прилагательным титлом: Авганский, каковым именем древле Армения называлась …" (Подчеркнуто нами - К. В) (18, док.1, стр.263). Как видим здесь ставится знак равенства между Албанией и Арменией. Кажется, все и без слов ясно. Автор тем самым пытался выставить культуру, историю и все, что связно с Гарабагом, в качестве армянского наследия. Абсурдным является также и то, что якобы албанский патриарх всю свою историю рукополагался армянским католикосом. Подобные документы служат доказательством того, что отдельные армянские политиканы выставляли историческое прошлое, азербайджанского народа в искаженном свете, что, кстати, отвечало также интересам царской России. Автор данного документа беспардонно пишет о якобы имеющем место передаче Шуши Панах хану меликом Шахназаром, в то время как эта крепость была заложена самим Гарабагским ханом, что очень легко проверить по всем достоверным источникам (3, 40). На фоне этих событий как было выше отмечено в самом Гарабагском ханстве происходила борьба Ибрагимхалил хана с христианскими меликами. В это время методы большой политики довольно удачно стал использовать в решении внутригосударственных проблем Ибрагимхалил хан. Дальновидный и опытный хан Гарабага вне всякого сомнения понимал на какие внешние факторы опирались сепаратистские элементы. Поэтому в борьбе с центробежными силами он умело использовал сталкивающиеся интересы и отдельные личностные амбиции, имеющие место в христианской общине Гарабага. Таким образом, можно заключить, что русско-грузино-армянская деятельность, направленная на ослабление Гарабагского ханства путем поддержки центробежных элементов, не могла пользоваться тотальным успехом, потому что ложная идея о якобы "армянской солидарности" христиан Гарабага, на чем в основном базировались армянские территориальные притязания к этой области, разбивались вдребезги об умелые политические мероприятия Ибрагимхалил хана.

Страницы: 1 2 3 4

Становление Османского государства и внешняя политика Порты
Становление Османского государства На рубеже XIII–XIV вв. Анатолия переживала глубокий социальный и политический кризис. Нашествие монголов имело для государства сельджукидов катастрофические последствия. Это государство было и прежде непрочным. Оно представляло собой, как и многие другие средневековые образования, «эфемерное и случайно ...

Ярмарочная торговля
Кроме сельского хозяйства и отхожих промыслов, крестьяне Кондопожской волости участвовали в ярмарках и торгах. Ярмарки проходили во многих местах Олонецкой губернии, и в деревне Кондопога включительно. В Кондопоге ярмарки проходили в начале сентября каждого года. В приложении приведена таблица, составленная по сведениям ОГВ за 1872 г., ...

Культура первой половины XIX в.
Дальнейшее развитие письменности и школьного образования Зародившиеся еще в XVIII в. фундаментальные основы культуры — развитие письменности, школьного образования, книгопечатания — воспринимались осетинским обществом как естественные и необходимые условия для жизнедеятельности народа. В Осетии не было ни религиозных, ни каких-либо дру ...