История » Об армянских притязаниях к Гарабагу и планах Российской империи по созданию марионеточного Армянского царства и христианского Албанского государства на территории Азербайджана в 80-е гг XVIII в.

Об армянских притязаниях к Гарабагу и планах Российской империи по созданию марионеточного Армянского царства и христианского Албанского государства на территории Азербайджана в 80-е гг XVIII в.
Страница 3

Армяне, как известно, не имея своей государственности, связывали его создание как с намеченными походами русских на Восток, так и с усилением влияния Ираклия II, то есть в форме некоего гибрида "Великого Грузино-Армянского царства". Причем армяне являлись, в виду уникальности своих позиций, единственной стороной, не терявшей ничего при любом исходе дел. Эта уникальность их позиций дала понять русским, что они идеально подойдут на роль основного форпоста Петербурга в регионе. Из всего этого можно заключить, что главные притязания армян были направлены на Гарабаг, потому что, во-первых, для реализации своих планов Ираклию II придется столкнуться именно с Гарабагским ханством, а во-вторых, русские могли остановить расползание грузинского влияния на Кавказе именно в Гарабаге, создав, по мнению Аргутинского и прочих армян, "Армянское царство".

Итак, видя готовность Петербурга совершить военное вторжение на азербайджанские земли и установить здесь свое господство, а также связанный с этим особый интерес к Гарабагу, как центру Азербайджана, его военно-стратегическое положение и политическое состояние Гарабагского ханства, армяне пытались воспользоваться этим в максимальной степени, что означало реализацию фантастических идей, таких как создание мифического "Армянского царства" на исторической территории Азербайджана, за счет попирания естественных прав азербайджанского народа - этнического и культурного доминанта в исследуемом регионе и в частности в Гарабаге. Насколько бы невероятными ни казались подобные идеи армянских политиканов, они находили достаточно широкий отклик в рядах очень влиятельных политических и военных чиновников в кабинете Екатерины II. Поэтому, закрепившись на ключевых постах в русской администрации и вообще находясь на службе у русских генералов армяне хотели участвовать в завоевании Азербайджана и пользуясь благоприятным моментом создать на оккупированных территориях марионеточное армянское царство, о которым можно иметь достаточное широкое представление по т. н. "проекту Аргутинского" (13, стр.47-50). Желая показать масштабы армянских притязаний, лишь отметим, что в этом проекте армянский патриарх выпрашивал порт на Каспийском море.

По мнению некоторых российских политиков данные проекты должны были реализоваться в результате переговоров с неким Алимурад ханом, правителем Исфагана, который на деле не обладал возможностью делать каких-либо территориальных уступок за счет азербайджанских земель. Но, тем не менее, Российская империя поддерживала переговоры в надежде осуществления своих планов мирным путем, ибо Петербург в этом видел прелюдию реализации проектов по созданию буферных государств на границе с мусульманским миром. Так, в своем письме Безбородко от 31мая 1784 года писал члену Коллегии иностранных дел Бакунину П.В. поясняет, что он под "нашими персидскими делами" понимает новые территориальные приращения для Картли-Кахетии, создание "Армянского царства" и "Албанского государства", которое будет включать в основном прикаспийские ханства: "…границы Ираклиева царства, состояние независимых областей Армянской и другой, из побережья Каспийского учреждаемой" (13, 124-125). Те же самые идеи изложены им в докладной записке: "приобресть новые земли…, открыть новые ветви торговли и основать новые царства и области, кои России будут служить барьером против всех на нее с той стороны покушений" (13, 125).

Безбородко получил сведения обо всех этих планах от Потемкина Г.А. писавшем: "Великие можно приобрести из сего пользы и миро любо но устроить край Армянский и ту часть, которая составить должна Албанию, также и царство Ираклиево… а между тем ответы сделаю, подающие нечто для него приятное, и то больше состоять будет в советах, препроводят хорошим подарком (16, 188). А князь Потемкин Г.А. в ордере от 22 апреля 1784 г. дает командующему на Кавказе Потемкину П.С. необычное задание очертить контуры будущих границ между вновь создаваемыми "царствами" - Албанией и Арменией.

Полковником Тамара послал отзыв Алимурад хану, который содержал следующее: "Четвертое. Чтоб край Армянской в его независимости восстановлен был; Пятое. Чтоб и тех землях, кои назначаются к составлению области или царство Албанского, заделано было ясное постановление" (13, док.60, стр.283). В этих статьях, Российская империя впервые за всю свою историю в официальной форме выразила желание создать новые "царства". Эти государства предполагалось устроить на территории исторического Азербайджана, при этом не исключалось попирание прав и свобод местного населения. Тем самым Российская империя в лице Екатерины II и всего русского правительства, не только поддерживали, но и способствовали разжиганию аппетитов армян, которые выражали неоправданные территориальные притязания к Азербайджану.

Отметим, что процесс создания этих марионеточных государств, политикам в русской столице в то время казалось неотвратимым, оттого в конце отзыва было написано: "В одно же время полезно было бы основать правительство армянское и албанское и с ними сделать нужные постановления" (13, док.60, стр.283). Очень интересно, что должно было представлять из себя "правительства" этих "царств". Если с армянским правительством можно полагать, все ясно оно должно было состоять из армян, то этого вряд ли можно сказать об албанском правительстве. Ответ на этот вопрос и на вопрос о границах этих государств, частично мы находим в мемуарах статс-секретаря Храповицкого А.П., который писал следующее: "…. в сундуке отыскал для себя и читал проект князя Потемкина-Таврического, чтобы воспользуясь персидскими неустройствами, занять Баку и Дербент и присоединить Гилян, захваченную территорию назвать Албанию для будущего наследия великого князя Константина Павловича" (21, 37). Ссылаясь на имеющиеся факты, трудно подвергнуть критике слова Храповицкого А.П. (12, 184-185), который говоря о проекте создания "Албанского государства", лишь констатировал факт, который не должен вызывать никаких сомнений. Поэтому нужно полагать, что в случае, если бы создание Албанского царства все же стало бы реальностью, то оно было бы передано в полную "вотчину" "величающего вельможи" князя Потемкина Г.А. Эта идея действительно не безосновательна, потому что престарелая императрица беспокоилась за судьбу князя Потемкина Г.А., в случае если он ее переживет, она хотела бы, что бы он находился в достаточно безопасном репрессий для себя месте. Как говорится ему нужно было заранее обеспечить себе независимость (9, 290-300; 11, 38). Подобные идеи императрицы естественно поддерживал князь, следовательно, нужно полагать, что физическая смерть фаворита, предшествующая кончине Екатерины II и стала причиной предания забвению всех планов связанных с созданием т. н. "Албанского царства", чему активно способствовали и армяне.

Страницы: 1 2 3 4

Похороны Патрокла
В бою погиб друг Ахилла Патрокл. Греки сложили бревна для огромного костра, сверху положили тело убитого. Затем зарезали и бросили в костер много быков, овец, лошадей, собак. Ахилл сам зарезал 12 пленных юношей троянцев. Автор поэмы осудил этот кровавый поступок, сказав, что Ахилл «совершил нехорошее дело». Подожгли костер, когда он дог ...

Брестский мирный договор
Между Советской Россией и Германией было подписано перемирие, а с 1 января 1918 г. начались переговоры о мире. Немцы заявили, что они не согласны на мир без аннексий и контрибуции, потребовали от России Польшу, часть Прибалтики и Белоруссии (около 150 тыс. кв. км). В большевистском руководстве началась дискуссия. Боролись три точки зре ...

Место и роль ислама
Турция – страна мусульманская. За восемь с лишним веков своего господства на земле Турции, ислам пустил глубочайшие корни. Этому способствовали многие причины. На протяжении существования Румского султана и Османской империи султаны соединили в своих руках светскую и духовную власть – эмират и имамат, как это предписывают кануны ортодок ...