Реформы в области местного самоуправления, суда, образования, военного делаСтраница 5
Школьная реформа способствовала расширению числа школ, гимназий и росту числа учеников в них, но несмотря на это, подавляющее число людей в России продолжало оставаться неграмотным. По переписи 1897 г. удельный вес грамотных людей составлял всего 22,3% населения страны.
Реформа коснулась и высшего образования. 18 июня 1863 г. был утвержден новый университетский устав. Он предоставлял советам университетов широкую автономию в вопросах научных, учебных и административно-финансовых. Устав предусматривал выборы ректоров, деканов, профессоров, правда, с последующим утверждением их в должности министром просвещения. Женщины в университеты не допускались.
В 70-х гг. было положено начало высшему женскому образованию посредством создания высших курсов по медицине, педагогике. Наиболее известные в Москве — Лубянские женские высшие курсы (1869), в Петербурге — Бестужевские (открытые по инициативе профессора К.Н. Бестужева-Рюмина в 1878), Владимирские.
В 1861 — 1874гг. была проведена серия военных реформ. Они связаны с именем Д.А. Милютина (братом Н.А. Милютина), который был поставлен во главе военного министерства. Будучи человеком высокообразованным, обладавшим прогрессивными взглядами, он сначала добился сокращения срока солдатской службы с 20 до 12 лет, отмены телесных наказаний в армии. Далее была начата постепенная реорганизация системы военного управления (в стране создано 15 военных округов со своим управлением, подчиненным лишь министру). В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, согласно которому в армии устанавливались три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время войны учреждался военно-полевой суд. Проведена реформа военно-учебных заведений. Учреждались военные гимназии, создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров и военные академии — для высшего командного состава, происходило перевооружение русской армии: в первую очередь замена гладкоствольного оружия нарезным и скорострельным (винтовкой).
Но главной причиной военной отсталости России была изжившая себя феодально-сословная структура армии, устаревший, введенный еще Петром I, рекрутский принцип ее комплектования. 1 января 1874 г. Александр II подписал устав о воинской повинности и специальный манифест по этому вопросу. Согласно ему в стране вводилась всеобщая воинская повинность. Она распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе, для
флота — соответственно 7 и 3 года. Для получивших начальное образование срок службы сокращался до
4-х лет и окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, а для имеющих высшее образование — до полугода. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец семьи, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл срок службы.
Подводя итог реформам, подчеркнем, что они захватили и сферу духовную — печать, искусство. Все пришло в движение, только высшие органы государственной власти монархия и всесильная бюрократия старой формации остались вне этого общего процесса перестройки, реформирования. Это явилось причиной медлительности в проведении реформ, искажения их характера. И все же, какие бы изъяны — ограниченность, непоследовательность, незавершенность — не усматривались в реформах 60 — 70-х гг., это были поистине великие реформы, имевшие огромное значение для социально-экономического и культурного развития России.
Представления и обычаи до принятия христианства
Мифология восточных славян выступала важной составной частью вероучения их религии - язычества. Применительно к истории Древней Руси язычеством называются религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства.
Мифологическое повествование - основа важнейших вероучительных представлений славянского язычества: о ...
Источники права
Право, как совокупность общеобязательных норм или правил поведения, может найти себе выражение в двух основных формах, которые и называют поэтому источниками права; это именно обычай и закон. Обычай – это непосредственное проявление народного правосознания, норма, свидетельствующая о своем существовании самим фактом своего неуклонного п ...
Возникновение Южного и Северного обществ
Сторонники Пестеля не признали решение Московского съезда, о котором сообщил подполковник Комаров, приехав в Тульчин. Ждали второго делегата от съезда – подполковника Бурцова, который приехал в марте. Немедленно после его приезда было созвано собрание всех членов Тульчинской управы. Пестель указывал на то, что Московский съезд не был в ...