История » Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX веках

Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX веках
Страница 2

Численность еврейских семей в Гомеле в начале XX в. колебалась в промежутке от 3 до 8 человек, среднее количество равнялось 6 чел. Около 20% еврейских семей составляли семьи с одним ребенком, 13,5% — с двумя, 13. 7% — с тремя, 13% — с четырьмя, 11,4% — с пятью детьми.

Еврейское образование в Гомеле имело давние традиции. Еще в начале 60-х гг. XIX в. здесь работало казенное еврейское училище 1-го разряда, почетным блюстителем которого был Шлема Лейбович Утевский. Учителем еврейского закона и языка в этом училище был Соломон Давыдович Залманов, а учителем Библии и немецкого языка — Иосиф Самойлович Гликман. https://metallstroyprofit.ru швеллер 50х40 купить гнутыи швеллер.

В 1889 в Гомельском одноклассном еврейском училище занималось 78 мальчиков. С 1880 его почетным блюстителем был Цодик Нехамкин. С 1878 г. заведующим училища был Иосиф Самойлович Гликман, его помощником — Евна Фридман, а учителем приготовительного класса — Меер Скутельский. Через 13 лет — в 1902 в этом училище занималось уже 120 мальчиков. Почетным блюстителем этого заведения был купец 2-й гильдии Исаак Ловьянов. Из учительского коллектива поменялся только учитель приготовительного класса — Генах Шнирельман.

В то же время в Гомельской талмуд-торе под руководством Голомштока обучалось 120 мальчиков. В Гомельском уезде имелось 64 хедера, в которых обучалось 594 ученика.

В 1905-1906 учебном году в Гомельском одноклассном еврейском училище с подготовительным классом училось 150 мальчиков. В Гомельском женском 4-классном училище обучалось 360 девочек.

В 1907-1908 учебном году в Гомеле уже имелось 2-классное еврейское училище с подготовительным классом, в котором училось 200 мальчиков. Его почетным блюстителем был Гилярий Ловьянов. Заведующей училищем являлась Евна Шоломовна Фридман, а ее помощником — Мендель Иозефович. В Гомельской талмуд-торе занималось 152 мальчика. В учебном процессе были заняты заведующий Давид Гельманович Гальперн, учителя Эдра Корон, Виталий Бриль, Исаак Бинов.

Из частных учебных заведений города в начале ХХ в. выделялась частная мужская гимназия А.Е. Ратнера, открытая в 1907. Ее учредителем был доктор Аркадий Ефимович Ратнер, а преподавателями и учителями — Аркадий Полынковский, Григорий Абрамович, Мирон Скутельский, Иосиф Крошинский, Эмма Гальперина, Александра Рекох, Григорий Болотин, Михаил Волов, Марк Коген, Иосиф Креер, Клара Полоновская, Ганна Рабинович, Мария Ростовская, Генох Шнирельман. Помощником классного наставника являлся Моисей Школьников, а врачом — Семен Сыркин-Шкловский. В 1911 в частной еврейской мужской гимназии А.Е. Ратнера работало 27 преподавателей и обучалось 255 детей, преимущественно из мещан и торговцев. Среди выпускников этой гимназии был классик мировой психологической науки Лев Семенович Выготский.

Добрая слава шла о гомельской частной мужской прогимназии М.А. Эльяшева, где одним из преподавателей был общественный раввин М.М. Маянц.

Девочки из еврейских семей охотно шли учиться в частную женскую прогимназию А.Я. Сыркиной, основанную в 1886. В ней преподавали сама А.Я. Сыркина, Е.С. Фридман, Г.С.Райский, М.С. Скутельский, И.Д. Перевоз, Н.Р. Эйгес, Ф.И. Эльяшева, С.М.Скутельская, М.М. Иозефович, А.Е. Рокох, Р.Д. Сыркина, Б.А. Ашпиз, П.С. Шенфельд, Эстер Крамер, А.Э. Полинковский, Р.Я. Худоминская, Е.Г. Шварцман.

В Гомеле имелось еще одно такое же училище на 90 девочек, содержательницей которого являлась Дина Плавина, а также детский сад и подготовительное училище М.А. Тоболевич-Федоровской, преобразованные в 1911 в 7-классную гимназию. Законоучителем иудейского исповедания в этом учебном заведении был Аарон Яковлевич Портной. Имелось также женское еврейское училище Х.С. Этингер. Его содержательницей и преподавательницей русского языка и математики была Хана Симховна Этингер, а преподавателем закона еврейской веры — Мендель Нисонович Митлин. В 1910 в частной гомельской еврейской гимназии доктора Ратнера обучалось 349 человек, в 4-классной прогимназии Сыркиной — 403 человек, в еврейском начальном училище, основанном в 1878 — 193 человек, в 2-классном женском училище Гурвич — 100 человек, в вечернем классе Сыркиной — 270 человек, в талмуд-торе — 200 человек, в талмуд-торе Ловьянова — 41 человек, в 45 хедерах — 662 мальчика.

По вероисповеданию учащиеся Гомеля в 1910 г. распределялись так: православных — 3185, старообрядцев — 152, католиков — 356, лютеран и других христианских исповеданий — 28, иудеев — 2980 человек.

В конце XIX — начале XX в. в Гомеле еврейские дети учились также в официальных правительственных учебных заведениях. Все гимназии в Гомеле, как впрочем и других городах Беларуси, подчинялись Виленскому учебному округу.

В 1866 г. на базе дворянского трехклассного училища была открыта мужская 4-классная прогимназия. В 1877 г. она была преобразована в 6-классную прогимназию, а в 1897 г. - в полную 8-классную гимназию (1 - 4-е классы параллельные) с подготовительным классом. В 1898 г. согласно проекту архитектора С. Шабуневского в городе было построено новое здание гимназии. В 1909 г. в ней был 471 учащийся, преимущественно дети мещан, дворян и чиновников, зажиточных крестьян. Содержалась гимназия за счет государственных средств (28,3 тыс. рублей), платы за обучение (24,6 тыс. рублей). Директором гимназии был В.В. Роменский. В гимназии работало около 30 преподавателей: М.В. Прошляков (русский язык), А.Ю. Шумейко (латинский язык), Р.А. Кюн (математика и физика), К.А. Велецкий (природазнаўства) и другие.

Страницы: 1 2 3 4 5

Незащищённость как состояние и как процесс
К началу трансформационных процессов в Казахстане оказались экономически и социально незащищенными в наибольшей степени три категории населения: сельское население, которое на протяжении десятилетий было систематически лишено доступа к ряду основных средств жизнеобеспечения; пенсионеров, особенно одинокие; этническое меньшинство - не ...

Внешняя политика Абдуррахмана
В своей внешней политике Абдуррахман умело использовал англо-русские противоречия в этом регионе. В своих мемуарах Абдуррахман сравнивал свою страну с лебедем, плавающем в пруду, по берегам которого носятся, пытаясь цапнуть его, две собаки: рыжая — англичане (по ассоциации с их красными мундирами) и белая — русские (белый царь и т. д.). ...

Крещение Руси. Значение крещения для культуры и быта населения
Политический же строй Древней Руси 9-10 вв. характеризовался как раннефеодальная монархия. Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича. Положение Руси заметной упрочилось. Владимиру удалось создать мощную оборонительную систему, оградить Русь от набегов. При нем был ...