Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX векахСтраница 3
1 июля 1882 г. на базе женского пансиона была основана 4-классная женская прогимназия. В 1897- 1899 гг. здесь открыты 5 -7-ые классы, в 1909 г. - 8-ой педагогический класс (с сентября 1917 г. - общеобразовательный). В 1899 г. с наемного помещения она была переведена в старое здание мужской гимназии.
Женская прогимназия имела подготовительный и параллельный классы. Ежегодно здесь обучалось более чем 500 девочек. На 1января 1917 г. в ней обучалось 885 учениц (в том числе детей дворян и чиновников 276, мещан 251, крестьян 253 и др.), было 19 классов. Содержалась она за счет платы за обучение (92 рубля 85 копеек в год за ученицу), средств государственных, городского бюджета, товарищества помощи бедным учащимся, зажиточных лиц. Даректором был В.В. Роменский, главной надзирательницей В.М. фон Циглер. В гимназии работало около 30 преподавателей: К.А. Велецкий (математика и естествознание), Н.А. Крастиянова (русский язык), С.Л. Чачковский (русский язык и история) и другие.
Частная женская гимназия В.А. Копиш была открыта в 1907 г. как 4-классная прогимназия. 28 апреля 1908 г. она была реорганизована в 7-классную гимназию. Заведующим учебной части гимназии был И.П. Максимов. В 1911 г. здесь работало 23 преподавателя, было 349 учениц.
Частная женская прогимназия М.А. Таболевич-Федоровской была основана в 1908 г. как женское училище.
В 1911 г. она преобразована в 7-классную прогимназию. Имела детский сад, чтобы "дать детям правильную подготовку для поступления в средние учебные заведения" (излагались теория и практика иностранных языков, гимнастика и танцы).
Для получения звания учительницы рукоделия в женских гимназиях и прогимназиях открывались курсы, на которых преподавалось общее и художественное рукоделие, кройка и шитье белья и платьев, прикладное черчение, рисование, методика рукоделия, сведения о материалах и инструментах, необходимых для рукоделия, ремесленническое счетоводство, профессиональная гигиена, оказание первой помощи, практические уроки.
К началу 60-х гг. XIX в. в Брест-Литовске проживало 8 829 человек, в том числе 7 510 евреев. В городе насчитывалось 1 139 домов, из которых 887-ю владели евреи.
В отношении образованности и учености евреев Брест превосходил другие города ВКЛ, а с начала даже Вильно, считавшийся впоследствии центром еврейской учености.
Многие из брестских евреев знали иностранные языки: итальянский, испанский, латинский, немецкий. Предполагают, что некоторое время существовала еврейская типография Давида Друкера.
Во второй половине XIX в. еврейская община Бреста переживала период духовного возрождения. В 1851 г. началось строительство новой синагоги, которое было завершено в 1861 году. В 1859 г. еврей Шерешевский открыл в Бресте типографию. Уже в 1866 г. в городе имелось светское еврейское училище 1-го разряда, в котором в две смены занималось 55 учеников.
У детей брестских евреев была возможность выбора куда пойти учиться. Многие из них поступали в Брестское одноклассное еврейское начальное училище. Заведующим училищем с 1884 г. был Моисей Соломонович Виккер, в 1909 — 1910 гг. — Тамарин, а помощниками — Самул Соломонович Закон, Соломон Давидович Ральбе, учителем приготовительного класса — сначала Абрам Кевеш, а затем Юдель Барит.
Девочки Бреста могли учиться в еврейской женской прогимназии, содержательницей которой была Ева Виккер. Десятки учащихся-евреев занимались в Брестской прогимназии. У многих еврейских девочек Бреста были популярны частная женская 6-классная прогимназия, где законоучителем иудейской веры был Б. Сандомирский и частная женская 7-классная гимназия, где законоучителем иудейской веры был Леон Тамарин, а один из преподавателей являлся Александр Дрейцер.
По всей Российской империи шла слава о брестских иешивах, которые были оплотом ортодоксального иудаизма. И все же около 75% еврейских детей школьного возраста, главным образом, из бедных семей Бреста, оставались вне влияния общеобразовательных школ.
В Бресте имелись 2 синагоги и свыше 30 молитвенных домов, 5 библиотек, 8 типографий. Почти все принадлежали евреям. Действовали хедеры и смена для малолетних фабричных рабочих. Брестская талмуд-тора была открыта в 1870 г. В ней обучалось 500 мальчиков.
Духовная жизнь общины слуцких евреев держалась вокруг синагоги. В конце XIX в. в Слуцке их было три. При них действовали школы.
Начальные школы (хедеры) были частными и общественными, общеобразовательными и профессиональными, где учили ремеслу. В них занимались дети от 5 до 16 лет по 8-10 человек в каждой. Их в Слуцке во второй половине XIX в. было двадцать.
На Школищах, улицах Виленской, Шоссейной, например, было по четыре хедера, на торговой площади – пять. На Мельницкой улице действовала иешива (ешибот) – высшее еврейское национальное учебное заведение, которое имело широкую известность. В XIX в. российским правительством организовывались государственные еврейские школы, где внимание уделялось светским наукам и русской культуре. Тогда же евреи Слуцка стали поступать в мужскую гимназию. В начале XX в. популярным среди евреев стало обучение в Слуцком коммерческом училище.
Внешняя политика СССР 1953-1964 гг. Карибским кризис
Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской "оттепели" велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны "социалистического лагеря". В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотр ...
Вид документа
Задача модернизации делопроизводства, которая ставилась при создании министерств, заставляла обращать большее внимание на оформление документа и, прежде всего его вида. Все документы, кроме писем (сношений), себя называют. Количество видов документов в рассматриваемый период возросло. Новые виды документов порождали специализация докуме ...
Поход западноевропейских рыцарей. Крестоносцы в Константинополе.
Первые отряды феодалов выступили в поход в конце лета – начале осени 1096 г. Сеньоры запаслись деньгами на время длинного пути через Европу, взяли с собой воинское и прочее снаряжение, некоторые взяли даже охотничьих собак и соколов. Кроме того, организация рыцарского ополчения была более правильной и эффективной, чем крестьянского. Одн ...