История » Развитие письменности и школьного образования Осетии в первой половине XIX в. » Турчанинов Г.Ф. "Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка" Владикавказ "Ир" - 1990г. (240 с.). Развитие просвещения у осетин

Турчанинов Г.Ф. "Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка" Владикавказ "Ир" - 1990г. (240 с.). Развитие просвещения у осетин
Страница 1

Начало развития просвещения у осетин относится ко второй поло-кипе XVIII в. — к периоду развития русско-осетинских отношений. Одним из наиболее важных событий того времени явилось открытие в 1764г. в Моздоке первой осетинской школы, основанной Осетинской духовной комиссией. Эта школа предназначалась для подготовки миссионеров из коренных народов, вместе с тем она знакомила детей горцев-осетин с русской грамотой, способствовала появлению первых грамотных людей в самых отдаленных местах горной Осетии. Судя по ведомости за 1767 г., подавляющее большинство учащихся школы были и Центральной Осетии. Во время основания школы в ней насчитывалось 6 учеников, а в конце XVIII в. — уже 46. Ученики, успешно окончи нише школу, посылались для продолжения учебы в Астраханскую семинарию. Так, по данным П. Г. Буткова, в 1784г. в семинарии обучилось 9 осетинских мальчиков, в числе которых был и Павел Генцауров, позже один из составителей первой осетинской печатной книги.

В самом конце XVIII в. произошло преобразование Моздокской осетинской школы в городское училище, где обучение велось на русском и грузинском языках.

Говоря о развитии просвещения в Осетии того времени, нельзя не отмстить влияния соседней Грузии, стоявшей на значительно более высоком культурном уровне по сравнению с другими областями Северного Кавказа. Ряд памятников свидетельствует о том, что еще предки осетин делали попытки создать свою письменность. В послемонгольский период грузинская грамота продолжала распространяться среди южных осетин, для которых грузинский язык издавна стал вторым родным языком. Хотя нет точных данных, но можно предполагать, что главным источником распространения грузинской грамоты были монастыри, где воспитывалось немало осетинских детей. Так, известный просветитель Осетии XVIII в. Иван Ялгузидзе (Габараев) из сел. Залда в Юго-Осетии, прекрасно знавший осетинский, грузинский и русский языки, автор поэмы «Алгузиани» и других произведений и учебных пособий, первоначальное образование получил в грузинском монастыре. Дети некоторых влиятельных осетин находили приют даже при дворе грузинского царя, где они получали не только образование, но и навыки разбираться в сложных государственных делах. Известно, что_воспитание главы осетинского посольства в Петербурге (1749-1759 гг.) Зураба Елиханова (Магкаева) из сел. Зарамаг проходило в доме выдающегося государственного деятеля Грузии царя Вахтанга VI. В Грузии получил образование и другой сотрудник этого посольства, Елисей Лукич Хетагов (Елба Кесаев) из сел. Кесатикау.

Первоначальное знакомство осетин с русской грамотой относится только ко второй половине XVIII в., причем предания свидетельствуют о весьма незначительном распространении русского языка в этот период среди осетин. В осетинском фольклоре говорится, что куртатинцы, получив письмо от Екатерины II, якобы не смогли его прочесть сами и, собравшись всем обществом на ныхасе, решили послать его через выборных в Центральную Осетию Каразау Мамиеву, как единственному человеку, умевшему читать по-русски. Служба в русской армии в этот период, как и в дальнейшем, способствовала знакомству осетин с русской грамотой и русским языком. Однако это коснулось лишь не многих, большинство не знало вообще никакой грамоты. Широкое развитие школьного образования в Осетии на основе русского языка начинается только в первой половине XIX в., после переселения осетин на равнину.

Важную роль сыграл г. Владикавказ, ставший, по словам Кости Хетагурова, «умственным и административным центром осетин». Большое число школ и учебных заведений, основанных здесь, способствовало распространению среди осетин грамотности и появлению образованных людей в разных областях знаний. Однако подавляющее большинство школ осетин были духовными и до 1860 г. находились в ведении Осетинской комиссии.

В середине XIX в. начинает усиливаться влияние мусульманства на Северном Кавказе, в частности в Северной Осетии. В 1860 г. и Тиф лисе было создано Общество восстановления православного христианства на Кавказе, которое, по словам Коста Хетагурова, на протяжении многих десятилетий «ревностно продолжало дело насаждения в Осетии христианства и просвещения», начатое Осетинской духовной комиссией. Это общество открыло ряд новых церковноприходских школ и семинарий не только в Осетии и Владикавказе, но и в некоторых других городах Кавказа, например в Тифлисе и Ставрополе.

Страницы: 1 2 3 4

Основные принципы системного подхода (системного анализа)
Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо ...

Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX веках
В XIX в. еврейская община России была самой большой в мире. На 1897 г. в городах и городках проживало: – в Гродненской губернии в 25 городах с общим количеством населения 254 591 человек - 148 470 евреев (58,5 процента); – в 66 городках с населением 156 033 человек - 91 253 евреев (58,5 процента). – в Минской губернии в 11 городах ...

Осада и взятие Антиохии.
16 октября 1097 г. армия крестоносцев выступила из Мараша на Антиохию. Дорога, по которой шли крестоносцы, пересекала р. Оронт в месте, называемом «Железный мост», самой важной точкой пути между Алеппо и Антиохией. 21 октября 1097 г., захватив Железный мост, основные силы крестоносцев подступили к Антиохии. Антиохия пользовалась славой ...