История » Развитие письменности и школьного образования Осетии в первой половине XIX в. » Турчанинов Г.Ф. "Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка" Владикавказ "Ир" - 1990г. (240 с.). Развитие просвещения у осетин

Турчанинов Г.Ф. "Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка" Владикавказ "Ир" - 1990г. (240 с.). Развитие просвещения у осетин
Страница 2

К учебным заведениям, находившимся во Владикавказе, следует отнести прежде всего Владикавказское осетинское четырехклассное духовное училище, открытое в 1836г., где обучалось на русском и осетинском языках 33 осетина; многие из них после окончания училищ, уехали продолжать обучение в другие города.

Большое значение для осетин имело также открытие в 1874г. Владикавказского реального училища, давшего возможность многим осетинам после его окончания поступить в высшие светские учебные заведения.

В сельских местностях наиболее распространенными были церковноприходские школы, появившиеся в начале 30-х годов XIX в. по всей Северной и Южной Осетии. По данным 1872 г., в Северной Осетии таких школ насчитывалось 16, в том числе три женских; во всех этих школах обучалось 446 мальчиков и 111 девочек. Характерно, что к концу XIX в. число таких школ увеличилось всего на пять, а общее число учащихся достигало 1163 (среди мальчиков) и 238 (среди девочек). Но уже перед Великой Октябрьской революцией в Северной Осетии было 51 одноклассная и 11 двухклассных церковноприходских школ.

Рост церковноприходских школ происходит и в Юго-Осетии; в 1864г., здесь было всего 11 школ, а в 1913 г.— 37. Несмотря на весьма ограниченную учебную программу, церковноприходские школы все же давали начальное образование. Однако эти школы не могли охватить всех желающих учиться, особенно в горах, где селения нередко располагались на очень большом расстоянии от них и где суровая и продолжительная зима совершенно лишала возможности детей из отдаленных сел учиться в них. Более того, эти школы находились в весьма тяжелых бытовых и материальных условиях. Многие из них не имели даже помещения и ютились в частных домах или же в небольших домиках, похожих «скорее на хлев, чем на просветительное учреждение». Труд учителей и особенно учительниц оплачивался «нищенским подаянием в 120 рублей в год».

Наряду с церковноприходскими школами в Осетии получили распространение, в основном со второй половины XIX в., и так называемые министерские школы, имевшие учебную программу с более повышенными требованиями. В Юго-Осетии первая министерская школа была открыта в 1881 г. в Цхинвали. Эти школы создавались по инициативе и при материальной поддержке крестьян. В конце XIX в. в Юго-Осетии их было восемь с общим числом учащихся 332, из них мальчиков 207 и девочек 125.

Как в церковноприходских, так и в министерских школах обучение велось на русском языке; лишь в некоторых дети обучались на осетинском.

Заметное распространение в Осетии получило и женское образование. Первая осетинская женская школа была открыта в 1862 г. священником Л. Колиевым в его же доме и была известна под названием «приют». В 1886 г. по инициативе А. Колиева школа была преобразована трехклассное женское училище с приютом и содержалась на средства, выдававшиеся Обществом восстановления христианства на Кавказе. В эту школу поступали учиться из самых отдаленных горных сел (Нар, Зарамаг, Мизур и др.) Осетии, в ней готовили учительниц для сельских школ. «Она насаждала, — писал Коста Хетагуров, — в отдельных уголках горной Осетии неувядаемые зародыши просвещении . давала неутомимых тружениц для сельских школ . Становилась насущной потребностью всего народа». В ней до 1890г. окончили полный куре 69 учениц. Почти все они работали в школах или давали частные уроки. Изучая рукоделие, воспитанницы школы способствовали распространению этого искусства среди осетинок. В 1890г. по произволу руководителей Общества школа была закрыта. Однако решительный протест, выраженный передовой осетинской интеллигенцией, в число которой входили Коста Хетагуров, братья Шанаевы, С. Кокиев и др., вынудил администрацию Общества отказаться от своего намерения.Начало женского образования в Юго-Осетии относится также к 60-м годам XIX в. Здесь первая женская школа была основана в 1866 г. в сел. Джави. Широко были известны также Цхинзальское и Ахальгорское женские училища, открытые в 80-х годах XIX в.

Развитие народного образования в Осетии было немыслимо без активного участия осетинской интеллигенции и особенно известных народных учителей А. Кайтмазова, С. Амбалова, С. Кокиева, М. Гарданова, А. Канукова, Ф. Гогиева и других составителей первых осетинских букварей.

Страницы: 1 2 3 4

Введение.
Выбранная мною тема актуальна по нескольким объективным причинам: Во-первых, А.Д. Сахаров и А.И.Солженицын одни из выдающихся представителей России Советского периода. А.Д. Сахаров известен всему миру и как величайший физик-теоретик, который был отцом-основателем водородной бомбы и внес гигантский вклад в развитие ВПК, так и в роли пра ...

Источники и литература по архивоведению Беларуси
Исходя из определения понятия архивоведения как науки об архивах или комплексной дисциплины, изучающей историю и организацию, теорию и методику работы архивов в области учета, описания, использования, обеспечения сохранности документов, научную организацию труда и экономику архивного дела[1], все источники, свидетельствующие о состоянии ...

Причины смутного времени. Лжедмитрий 1. Правление Шуйского. Лжедмитрий И. Швецкая интервенция. «Семибоярщина»
События рубежа 16-17 вв. получили название «Смутное время». Причины смуты заключились в обострении социальных сословных, финансовых и международных отношений в конце правления Ивана IV и его приемниках. Огромные затраты на Ливонскую битву и разорение привели к экономическому кризису. 50% земель не обрабатывалось, а цены выросли в 4 раза ...