История » Система управления в СССР в 30-40 годы » Основные направления реформ государственного управления в межвоенные 20-30-е гг.

Основные направления реформ государственного управления в межвоенные 20-30-е гг.
Страница 5

Плановость стала характерной чертой государственного управления, механизм которого функционировал сначала на основе перспективного плана ГОЭЛРО, а с конца 20-х гг. — на основе пятилетних планов, имевших силу закона. Плановость придала новый качественный образ государственному управлению, способствовала целенаправленному и согласованному функционированию всех звеньев управленческого механизма, что повысило его эффективность и предотвратило глубокие кризисы советской модернизации общества. Сложилась система планового управления страной, всеми основными сферами ее жизни.

Дифференцировано управление по отраслям в связи с реконструкцией и созданием многоотраслевой экономики. Упразднена вертикальная система ВСНХ в центре и на местах.

На базе союзно-республиканского ВСНХ в 1932 г. образованы наркоматы тяжелой, легкой, лесной промышленности, которые обеспечили быстрое развитие отраслей. Наркомтяжпром превратил свою отрасль в базовую для развития всего народного хозяйства. Наркомлегпром подтянул во второй пятилетке темпы этой отрасли к темпам тяжелой. Возникли и другие новые наркоматы путем реорганизации и разделения существовавших. Из наркомата путей сообщения выделен наркомат водного транспорта, из Наркомзема — наркомат зерновых и животноводческих совхозов. Наркомат труда упразднен, слит с ВЦСПС, которому переданы все средства соцстраха, санатории, дома отдыха научные институты, имущество, помещения и кадры. ВЦСПС приобрел необычный статус органа общественного управления который руководил сферами организации труда.

На рубеже 20—30-х гг. внедрена во всех советских и хозяйственных органах функциональная система построения аппарата. Позднее она заменена производственной и производственно-территориальной системой[14; С.10].

Реформирование системы государственного управления во второй половине 30-х гг. проведено на основе новой Конституции СССР (1936 г.).

1. Оно отразило качественно новое состояние общества, единоукладную социалистическую экономику, утвердившуюся общественную собственность на средства производства, новую социальную структуру общества (союз рабочего класса, колхозного крестьянства, народной интеллигенции), отсутствие эксплуатации трудящихся частным капиталом, безработицы, безграмотности, беспризорности, нищеты и других унаследованных от дореволюционного общества социальных пороков.

2. Управление реализовало власть трудящихся. Его органы формировались Советами депутатов трудящихся, избиравшимися впервые в отечественной истории путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании в одномандатных округах.

3. Участие трудящихся в органах власти и управления обеспечивалось гарантированными и равными правами на труд, отдых, материальную обеспеченность в старости и в случае болезни, потери трудоспособности, бесплатное образование от дошкольного до вузовского и медицинскую помощь. Гарантированные Конституцией широкие права, свободы трудящихся должны были обеспечить подлинно демократический характер формирования и деятельности органов государственного управления на благо народа. Врагами народа объявлялись лица (ст. 131), покушавшиеся на конституционные социальные устои, основы советского управления.

4. Законодательно закреплена и такая конституционная основа власти и управления, как роль ВКП(б), которая согласно ст. 126 представляла ядро всех общественных и государственных организаций трудящихся1. Сложившаяся реально, фактически эта основа породила своеобразную систему партийно-государственной власти и управления с приоритетной ролью партии. Утвердилась официально практика совместных решений государственных и партийных органов на всех этажах управления, что консолидировало властные и управленческие структуры. Все больше государственных решений принималось совместно с партийными органами, а партийные решения воспринимались государственными органами как обязательные для них. Партийные инстанции в соответствии с принципом «кадры решают все» активно и целенаправленно формировали персональный состав органов власти и управления, расширили номенклатурный институт, который к концу 30-х гг. охватил всю систему государственного и общественного управления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Освоение Сибири.
За уральскими горами на берегах Иртыша и Тобола находилось большое Сибирское ханство. Сибирский хан Едигер еще в 1556 году признал вассальную зависимость от Москвы, но сменивший его хан Кучум отказался признать власть Москвы (угнетал местных жителей, убил русского посла). Купцы Строгановы, имевшие от царя грамоту с пожалованием земель ...

Внешняя политика Италии во время правления Бенито Муссолини. Политическая карьера Муссолини
Бени́то Ами́лькаре Андре́а Муссоли́ни (29 июля 1883 – 28 апреля 1945) итальянский политический деятель, литератор, лидер фашистской партии (НФП), диктатор («дуче»), возглавлявший Италию (как премьер-министр) с 1922 по 1943. После 1936 года его официальным титулом стал «Его Превосходительство Бенито Муссолини, глава п ...

 "Умеренный" ислам – компромисс между кемалистами и исламистами
После того, как в июне 2001 г. была закрыта партия Фазилет, её сторонники разделились на два течения – традиционалистов из партии Саадет и "обновителей" из Белой Партии [основана в августе 2001 г., считается "правоконсервативной партией исламистского толка"]. Во главе второй встал бывший мэр Стамбула, популярный в Т ...