История » Система управления в СССР в 30-40 годы » Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне

Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне
Страница 2

Дифференцировано управление сложным промышленным комплексом, созданы новые отраслевые наркоматы, в том числе в сфере оборонного сектора промышленности, производства вооружений, приняты меры по улучшению руководства хозяйственными ведомствами. К августу 1940 г. в Правительстве СССР имелось 25 общесоюзных и 16 союзно-республиканских наркоматов. Президиум Верховного Совета СССР принял ряд указов по упорядочению работы наркоматов, всех государственных учреждений, промышленных предприятий, усилению ответственности служащих, рабочих, руководителей учреждений и предприятий за качество работы, соблюдение дисциплины. Установлена уголовная ответственность за прогул и уход с работы, приравнен к преступлению, вредительству выпуск недоброкачественной, нестандартной, некомплектной продукции, что влекло судебную ответственность и тюремное заключение сроком на пять—восемь лет.

В предвоенные годы было сделано немало по укреплению безопасности, обороноспособности страны, но не все возможное, что и определило как плюсы, так и минусы подготовки страны к участию в войне. В управлении преобладало настроение мирного времени. Высшее руководство противоречиво оценивало характер взаимоотношений с Германией. На приеме выпускников военных академий в Кремле 5 мая 1941 г. И. В. Сталин назвал обстановку очень напряженной, когда можно ожидать в ближайшее время нападения фашистской Германии на СССР, призвал усилить боеготовность войск, повысить бдительность, отрешиться от благодушия мирного времени. А 14 июня 1941 г. «Правда» опубликовала сообщение ТАСС, где от имени советских руководящих кругов названы беспочвенными слухи о намерении Германии разорвать мирный договор, предпринять нападение на СССР, названы лживыми и провокационными слухи о подготовке СССР к войне с Германией. Л. П. Берия уверял, что Гитлер не нападет на нас, в записке И. В. Сталину 21 июня 1941 г. докладывал: посол, военный атташе в Берлине, сотрудник разведуправления лгут о том, что Гитлер якобы сосредоточил на советской границе 170 дивизий, нападет 22 июня, будет наступать тремя группами армий на Москву, Ленинград, Киев. Эта позиция дорого обошлась советскому народу.

Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 г. на СССР обрекло советский народ на многолетнюю трагедию, а государственное управление — на роль воюющего субъекта, призванного «управлять войной». Неизмеримо возросла ответственность власти и управления за судьбы народа, государства, война стала Для нее тяжелым испытанием на жизнеспособность.

Правительство СССР как высший распорядительный и исполнительный орган управления призвало всех сплотиться, организоваться во имя жизни, защиты Отечества и победы над фашизмом, объявило войну Отечественной. В июньской директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б), изложенной И. В. Сталиным по всесоюзному радио, представлена конкретная программа решительной и быстрой перестройки всей системы управления на военной лад с целью превращения страны в единый мобилизационный организм, выражен социальный оптимизм в победу СССР(«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»). Но победа не могла быть заранее предопределена, завоевание ее в борьбе с сильным и кровавым врагом связано с неизбежными лишениями, страданиями, жертвами. В условиях реально угрожавшей катастрофы государственное управление превратилось в сражающееся, приобрело такие специфические черты, как милитаризм, экстремальность, чрезвычайность, директивность, оперативная исполнительность, мобилизационная действенность, динамическая адекватность функций, форм и методов быстро менявшейся военной ситуации и др. Управление перестроено с учетом уроков 1917-1920 гг., предвоенных тенденций[13; С.22].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Преобразования Ивана III в русской армии
К Ивану III нельзя подходить с мерками “удельного периода”, когда князья выходили в бой со своим “двором” и дружинами “подручных князей”, только своим авторитетом обеспечивая единство действий и руководство боем. На рубеже ХVI и ХVI столетий происходило то, что известный военный историк А. Н. Кирпичников называет крутой ломкой традицион ...

Изменение во внешней политике России в начале 21в. Место России на международной арене
Международные связи россии Принципы внешней политики. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных ус ...

Россия во второй половине 18в. Просвящ. абсолютизм Екатерины И. Гос-администр. и эконом. Реформы. Начало разложения феод-кропостн. системы. Запад. и Южн. Направл. внешней политики Екатерины П
Петр Ш не любил русский народ, зато боготворил Фридриха II. Его отличало обилие принятых гос. Актов за 6 месяцев правления, грубость к семье, пьянка, дурачество и отсутствие программы действий. Приговор двора, гвардии и духовенства был единодушен: Петр III не похож на настоящего государя и 28 июня 1762 г. гвардия совершила переворот в п ...