Феномен эффективности
советского государственного управления в Великой Отечественной войнеСтраница 5
30 мая 1942 г. при Ставке ВГК образован Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД), который работал совместно с руководителями подпольных советских, партийных, комсомольских органов на временно оккупированной территории. Управление массовым партизанским движением из единого Центра оказалось особенно эффективным при освобождении советской территории в 1943-1944 гг.
Изменено государственное управление тылом, которым стала вся огромная страна с ее сложным народнохозяйственным, социально-политическим и духовно-культурным комплексом, направление тылом подчинено задачам военной обороны, обрело Новое содержание, специфические средства и методы, отличавшиеся максимальной мобилизационностью, оперативностью в ипользовании ресурсов, выполнении решений ГКО и других чрезвычайных органов. Его основным девизом стало обеспечение единства тыла и фронта.
Органы управления перестроили народнохозяйственную систему, за короткое время превратили мирную экономику в военную, создали военное хозяйство, организовали производство и нараставший поток всего самого необходимого для воюющей армии.
Парадоксально, но факт — государственное управление и в экстремальной военной обстановке строилось, функционировало на основе планового принципа, приспособленного к военным задачам и условиям. Нападение фашистской Германии сорвало выполнение третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1938-1942 гг.), рассчитанного на мирное строительство. Госплан СССР экстренно разработал военно-хозяйственный план на четвертый квартал 1941 г., утвержденный высшими государственными инстанциями. В последующие годы Госплан СССР разрабатывал квартальные и месячные планы с учетом быстро менявшихся задач и условий, адекватно которым перестраивались оперативно и органы государственного управления. Был разработан военно-хозяйственный план на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана, Средней Азии.
Государственный народнохозяйственный план 1943 г. — года коренного перелома в ходе войны и восстановления годового планирования отразил и определил новые аспекты управления, органы которого стали выполнять новые функциональные задачи. Они приступили к плановой реализации программы восстановления хозяйства, нормальных условий жизни в освобожденных районах, организовывали всестороннюю помощь материальными, финансовыми ресурсами, продовольствием, кадрами специалистов советским людям, перенесшим ужасы вражеской оккупации, сохранившим веру в свою власть, армию, дождавшимся освобождения. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» значительно расширен диапазон, увеличен объем этих новых управленческих функций.
Решение текущих народнохозяйственных задач военного времени дополнено перспективными задачами. В 1943 г. принят план развития промышленности, транспорта Урала на 1943-1947 гг., в 1944 г. приняты многолетние планы восстановления, развития угольной, черно-металлургической и других базово-опорных отраслей промышленности. На основе государственного народнохозяйственного плана 1944 г. удалось значительно увеличить производство военной продукции, товаров народного потребления» долю накопления, ликвидировать бюджетный дефицит. В 1944 г. доходы госбюджета в 1,5 раза превысили уровень 1940 г.
Государственный план на 1945 г. принимался, когда уже вся территория страны была освобождена. Он был ориентирован на завершение войны и послевоенное развитие. Свыше 50% расходов госбюджета планировалось на оборону и меньшая часть — на увеличение производства гражданской продукции. Учет в военное время послевоенной перспективы отразил веру советского народа и его управленческого корпуса в победу и свое будущее, которая сыграла роль фундаментального морально-патриотического фактора.
Иммунитет. Зарождение феодальной иерархии
Разорившиеся или стоявшие на грани разорения свободные крестьяне легко попадали в зависимость от крупных землевладельцев. При этом, однако, феодалы не были заинтересованы в сгоне крестьян с земли, ибо при феодальном строе “не освобождение народа от земли, а напротив, прикрепление его к земле было источником феодальной эксплуатации”[11]. ...
Политика официальных властей в восточных вилайетах Турции в
социально-экономическом и правовом аспектах. Экономическое
и социальное развитие Северо-Западного Курдистана
Курдский вопрос уже многие годы занимает особое место в общественном развитии Турции, поскольку он существенно влияет на социально-экономические, политические, национальные процессы и международные отношения. Сущность его состоит в экономической отсталости районов, в политическом бесправии курдского населения, медленном развитии его общ ...
Губернская администрация. Новая губерния
Новая губерния объединяла 7 уездов:
1. Самарский уезд (сформирован из частей Самарского и Сызранского уездов Симбирской губернии)
2. Ставропольский уезд (из Симбирской губернии)
3. Бугульминский (из Оренбургской губернии)
4. Бугурусланский (из Оренбургской губернии)
5. Бузулукский (из Оренбургской губернии)
6. Николаевский (из Сар ...