История » Жизнь и быт крестьян Кондопожского края в конце XIX – начале XX вв. по материалам периодики Олонецкой губернии » Образование населения

Образование населения
Страница 2

д.

Учебный день должен начинаться и заканчиваться молитвою;

е.

В случаях нарушения дисциплины, учащие должны применять следующие меры: увещания, замечания, выговор в присутствии других учеников, жалоба родителям, а так же оставление в классе на не продолжительное время после уроков под надзором учащего;

ж.

Стараться, чтобы бывшие ученики школы не теряли с нею связь: принимали участие в различных праздниках, прогулках и во внеклассном чтении[131].

Чтобы привести пример степени образованности обратимся к деревне Тивдия. Там сосредоточена вся интеллигенция Тивдийского прихода: учитель министерского одноклассного училища, его помощница, земский фельдшер, повивальная бабка. Это говорит о достаточной образованности населения этого прихода.

В разговоре об образовании немало было бы отметить и знания самих причтов приходов Кондопожского края. Прихожане отмечали знания священниками их языка - карельского. В большинстве случаев, отмечено, что священники на по-карельски говорить не могут, но язык понимают. К ним причисляют св. Леонида Скородимова и Иоанна Богословского (Марциальноводский пр); дьякона Константина Тихомирова (Тивдийский пр.); св. Александра Преображенского (Лычноостровский пр); св. Петра Миролюбова (Мунозерский пр.). Однако некоторые язык не только понимают, но и говорят на нем. Это св. Александр Петропавловский (Тивдийский пр.), св. Александр Николаевский (Спасогубский пр.) [132].

План введения всеобщего обучения в Олонецкой губернии был составлен еще в 1869 г., но земства хотя и медленно, но непрерывно приближаются к его осуществлению. Первый проект введения всеобщего обучения был составлен покойным директором народных училищ Мартовым. За 1906 г. в Петрозаводском уезде было 18 министерских школ, 50 земских школ, 51 церковно-приходская школа, 29 школ грамоты. Всего было 148 школ[133].

В одном из номеров “ВОГЗ" за 1911 год была помещена анонимная заметка о состоянии школ Тивдийского прихода. В Тивдии имелось двухклассное училище и приходская школа в Белой Горе. Заметка была опубликована с акцентом проблемы по образованию в деревне Лижмозеро. Все женское население деревни было не грамотно, из мужчин (автор пишет “мужиков”) редко кто хоть что-нибудь понимал в грамоте. Ближайшее к деревне Лижмозеро училище и школа те, что были указаны. В школе в Белой Горе еще ни один ребенок из Лижмозеро не учился, а в Тивдийском училище ежегодно число детей колеблется от 2 до 6. Это потому, что Тивдия расположена намного ближе Белой Горы, Интересно еще и то, что при училище было устроено приют-общежитие на средства Петрозаводского уездного земства (примерно в 1907 г).

Но при всем желании родители не могли отправить детей из Лижмозера в Тивдийское училище. Причиной этому были их бедность, отдаленность школы, плохие пути сообщения и жалость к своим детям - опасение отправить их одних, т.к провожать и встречать в силу разных причин не могли. Жители д. Лижмозеро неоднократно просили открыть в деревне школу, но им пока не ответили. Открытие в деревне школы даст молодым возможность учиться, а взрослым радоваться за своих детей, видя их грамотными[134].

О состоянии уровня грамотности населения можно судить не только по деятельности училищ и школ, но и по наличию библиотек. В одной из заметок “ВОГЗ" говорится о деятельности библиотеки в Тивдии. Там имелась библиотека при Тивдийском училище. Однако в ней так мало книг, что не только взрослыми все перечитано, но и учащимися взрослых отделений[135]. Библиотекарь - неизвестный - писал, что в такой ситуации несколько детей и преподавателей просто собирали в складчину деньги и заказывали новую подборку книг или журналов. Наконец, в январе 1911 года жители с. Тивдия собрали сход и решили просить земство об открытии в их селе библиотеки-читальни, по примеру других сел Кондопожской волости[136]. Автор заметки в “ВОГЗ", укрывшийся под псевдонимом Т.У., видимо житель этой деревни, так же заинтересован в открытии библиотеки. “Это позволило бы пользоваться ею не только тивдийцам, но и жителям окружных деревень”[137] - писал автор. Несомненно, как уже выяснилось в предыдущей главе, на открытие библиотеки селяне возлагали большие надежды - занять молодежь по вечерам. “Так как очень много их ходит по селу по вечерам, играют в карты и увлекаются вином”[138] - с горечью упоминают селяне.

Библиотеки были открыты так же в Спасской Губе в 1910 г. и в Кондопоге в 1912 г. По признаниям селян Спасской Губы это был “давно желанный светоч” в этом крае[139].

Страницы: 1 2 3

Сферы деятельности
Для всех сфер творчества Тихомирова-исследователя, профессора, организатора науки характерна особая просветительская направленность. Это обусловлено, видимо, не только демократическими традициями русской науки, литературы и искусства, близкими душе его, но и опытом близкой служебной деятельности: в музее, библиотеке, средней школе. Тихо ...

Установление рабовладельческого строя в Афинах в VIII—VI веках до н.э.. Аттика к началу VIII века до н. э.
На юго-востоке Средней Греции далеко выдается в море большой полуостров. На нем расположена область Аттика. На западе аттики между горами и морем находится высокая равнина. Среди нее возвышается крутой холм со скалистыми обрывами. Еще во II тысячелетии до н. э. здесь возник город Афины. На вершине холма стоял акрополь. Вокруг него расп ...

Дата документа
В документах обычно указывалась дата их составления. Она писалась в начале или в конце текста часто в одну строку с ним: "Июля 27-го 1708 году". К середине XVIII в. дата написания документа отделяется от текста и ставится под текстом с левой стороны: "Января 19 дня 1775 года". Обозначение дат имеется в отметках об о ...