История » Жизнь и быт крестьян Кондопожского края в конце XIX – начале XX вв. по материалам периодики Олонецкой губернии » Образование населения

Образование населения
Страница 1

Народное образование долгое время так же оставалось исключительной прерогативой церкви, правда, его развитие было отмечено низкими темпами из-за отсутствия мотивированной потребности крестьян к получению знаний[126]. Однако, церковные школы существовали практически во всех селах Кондопожского края. Они не только приобщали учащихся к грамотности, но и значительное внимание уделяли воспитанию в детях добрых “сынов Святой церкви и Отечества" и “хороших членов общества". Эти задачи решались по нескольким направлениям:

1. Религиозно-нравственное воспитание - “живое согретое теплотою преподавания Закона Божия", а так же “благоговейное совершение в школах… молитв по положенному чину” и “обязательное посещение богослужений”;

2. Укрепление дисциплины в школах - “отношение педагогов к детям носило родственно-добрый и гуманный характер". Целям духовно-культурного и эстетического воспитания служило устройство паломничеств и общеобразовательных экскурсий, как дальних, так и ближних[127].

Помимо своей основной деятельности, церковно-приходские школы вели довольно широкую просветительскую внеклассную работу среди населения, “заботились о распространении просвещения среди взрослого населения”. Главными средствами в этой работе являлись “народные чтения” разнообразной тематики[128].

Программы обучения в церковно-приходских школах определялись в соответствии с “Правилами” 1884 г. и утверждались Святейшим Синодом. В школе обязательно проводилось обучение Закону Божьему, священной истории, церковному пению, так же преподавались церковно-славянская грамота и русский язык (чтение и правописание) [129].

Постепенно в Кондопожскую волость стали проникать земские школы. Упоминание об одной из них имеется в ОГВ за 1876 г. Автором статьи о земской школе в Сунском погосте является Сунянин, по всей видимости, это житель д. Суна, т.к. в окончании статьи указано, что “записка прислана по почте". В этой записке написано, что в Сунском погосте с 1839 г. постоянно была церковно-приходская школа. Помещалась она в церковном доме, а обучением занимались священно-церковно-служители. Тогда в ней обучалось 39 мальчиков и 7 девочек.2 марта 1876 г. вместо этой школы открыто земское училище. Дети, с успехом закончившие курс обучения в этом училище, будут получать свидетельства, а император при всеобщей повинности сократил срок службы с 6 лет до 4, а, кроме того, они могут поступать в другие учебные заведения[130].

В ОЕВ от 15 марта 1899 г. (№ 6) в официальной части были даны “руководственные указания заведующим церковными школами и учащим Олонецкой Епархии". В этом же номере были установлены общие и учебно-воспитательные правила.

1. Общие правила:

а.

Непосредственное заведывание церковными школами возлагается на приходских священников;

б.

Священники должны: - наблюдать и руководить правильной постановкой учебно-воспитательного процесса

забота о хозяйственной стороне школы и изыскания средств на школьные нужды;

забота об открытии в приходах новых школ

в.

Священники должны помогать учащему вести уроки и помогать правильно поставить дела по указаниям церковно-школьной инспекции;

г.

Обязанности учителей и учительниц: - преподавание всех предметов учебного курса кроме Закона Божия;

самое широкое и полное воздействие заведующих в деле воспитания детей в духе веры к церкви;

д.

К началу учебного года (желательно к 1-му сентября) все учителя церковных школ должны быть на своих местах;

е.

Отпуск учащих в учебное время нежелателен. Только в особых случаях с разрешения заведующих до 3 дней и до 14 дней с разрешения уездного отделения;

ж.

Телесные наказания и другие насильственные меры для поддержания классной дисциплины не должны быть допускаемы.

2. Учебно-воспитательная часть:

а.

Учебный год в сельских школах начинается не позже 8-9 сентября, а оканчиваться днем экзамена (которые проходят с 12 мая по 1 июня). В городских школах экзамены начинаются с 20 августа, заканчиваются так же в день экзамена;

б.

Предусмотрен отдых на праздники с 21 декабря по 7-8 января, перед праздником Святой Пасхи и на 6-ой неделе Великого поста;

в.

Прием детей в школу производится в течение всего сентября до 10 октября;

г.

В течение каждой недели должно быть дано не менее 29 часовых уроков и 5 получасовых. Занятия проходят приблизительно с 830/900 до 1500/1530. Однако в самые темные времена (декабрь/январь) занятия могут заканчиваться ранее. Чтобы дети окрестных деревень могли добраться домой до наступления сумерек;

Страницы: 1 2 3

Западное, Южное восточное направл. Внешней политики Ивана Грозного и ее итоги
Внешняя политика . К середине XVI в. Россия превратилась в могучую державу. Реформы позволили приступить к решению внешнеполитических задач. Ведущими были два направления внешней политики: > восточное — борьба с Турцией и находившимися под влиянием Османской империи Крымским, Астраханским и Ногайским ханствами; царь хотел объединит ...

Вклад в развитие археографии и архивоведения
Михаил Николаевич Тихомиров оказался среди тех, кто вносил вслед за А.С. Лаппо-Данилевским, А.А. Шахматовым, С.Ф. Платоновым источниковедческое начало в предмет археографии, в архивное дело. Об этом немало написано (С.В. Чирковым и другими). Написано также и о его огромном вкладе в развитие археографии. Первым это сделал ещё при жизни у ...

Социально-экономическое развитие индустриальной цивилизации в первой половине XX в
Экономика ведущих стран Запада, выдержав колоссальные нагрузки в ходе первой мировой войны, уже в 1920-е гг. стабилизировалась. В наиболее выгодном положении оказались США: они вступили в войну последними (в апреле 1917 г.), не пострадали от разрушений и без особого напряжения вынесли бремя военных расходов. В эти годы США активно стре ...