Предпосылки промышленного переворота в ГерманииСтраница 1
Внутренние предпосылки промышленного переворота в Германии формировались в течение длительного периода первоначального накопления капитала в условиях господства феодального режима на протяжении XVI–XVII веков.
Решающим фактором, по мнению О.Д. Кузнецовой и И.Н. Шапкина, ускорившим формирование предпосылок промышленного переворота в Германии, явилось завоевание французской армией немецких земель и установление протектората Наполеона на территориях, вошедших в Рейнский союз [4, с. 81]. В этих областях были проведены радикальные антифеодальные реформы в экономике, административной и судебной сферах [4, с. 81].
В Пруссии, возглавившей национально-освободительную борьбу немецких государств против наполеоновского завоевания, также встала необходимость проведения реформ в хозяйственной и общественной жизни. При проведении реформ правительство преследовало политические цели – привлечение народных масс, в основном крестьянства, на свою сторону.
Самой острой в этот период была проблема освобождения крестьян, поэтому наибольшее значение в преобразованиях имела аграрная реформа [6, с. 42].
В областях, включенных в состав Французской империи и Рейнского союза, было введено французское гражданское право, отменялось крепостное право, сеньориальные платежи и повинности подлежали выкупу.
Наиболее радикальные преобразования были осуществлены в Баварии, где принятые в 1808 году законы отменили крепостное право и привилегии дворян на занятие высших должностей и сбор налогов. В большинстве государств Рейнского союза крестьянские повинности феодального характера заменялись денежным оброком. В целом аграрные преобразования осуществлялись медленно, непоследовательно, носили компромиссный характер. Законодательство, уточнявшее порядок выкупа повинностей, появилось только в 30-е годы XIX века [6, с. 43].
В Пруссии аграрные реформы были начаты в 1807 г. правительством барона Штейна и завершились после революции 1848 г. Эдикт от 9 октября 1807 г. уничтожил личную зависимость крестьян от помещиков, но сохранил прочие повинности для всех категорий крестьян. Эдикт решил вопрос, имевший важнейшее значение для создания условий формирования рынка земли. Теперь разрешался свободный переход земли от одного лица к другому, уничтожались различия между землями, принадлежавшими дворянам и представителям других сословий.
Следующим шагом реформы стал Указ от 14 сентября 1811 г. о регулировании земельно-тягловых отношений крестьян и помещиков, прекращении арендного землепользования и закреплении права собственности на землю за крестьянами, о ликвидации барщины и оброчных платежей. Практическая реализация намеченных в указе мероприятий началась в 1816 г. Однако уже в 1820 г. был принят новый указ, закрепивший право собственности на землю только за зажиточными (лошадными) крестьянами, причем за это право они должны были либо заплатить выкуп, равнявшийся 25-кратной годовой ренте, либо уступить помещику от 1/3 до 1/2 своего земельного участка [4, с. 82].
Все малоимущие крестьяне не получали земли, превратившись в батраков. После революции 1848 г. правительство пошло на определенные уступки крестьянам, не забывая и о соблюдении интересов помещиков. По закону 1850 г. крестьянин становился собственником участка земли, который он обрабатывал. Однако барщина и другие повинности сохранялись в полном объеме и подлежали выкупу. Повинности и платежи в пользу помещика оценивались очень высоко и переводились в денежную ренту, которую крестьяне обязаны были платить ежегодно. Рента, согласно закону, должна была быть обязательно выкуплена в течение нескольких десятков лет.
Посредником между помещиком и крестьянином стал специально учрежденный Рентный банк, имевший отделения в каждом округе. Банк выдавал помещику 4%-ные свидетельства на сумму капитализированной ренты из расчета 5% годовых [4, с. 83].
Помещик имел право ежегодно предъявить к оплате в любой частный банк соответствующий купон. С крестьянина же банк взыскивал ежемесячно 1/12, часть годовой ренты, которую он должен был платить 41 год и 1 месяц, если годовая рента была капитализирована из расчета 4% годовых, и 56 лет и 1 месяц, если рента была капитализирована из расчета 5% годовых. Ежемесячные взносы собирались сборщиком податей как уплата, приравненная по своему значению к государственному налогу. Крестьянин мог сразу уплатить всю сумму долга деньгами или частью земли. Таким образом, те крестьяне, у которых помещик еще не успел забрать всю землю путем сгона с земли, закабалялись рентными платежами [4, с. 83].
В районах Германии, где действовало французское гражданское право, в результате аграрных преобразований большинство крепостных превратилось в крестьян-собственников.
Так называемая реформа Сервия Туллия и падение царской власти
Эпоха, которую мы охватываем общими скобками под именем царского периода, отнюдь не является временем какой-либо неподвижности; на протяжении этого периода происходили, конечно, разнообразные изменения в общественной жизни и в правовом [с.72] строе. Однако, наступило время, когда жизнь стала в радикальное противоречие с самыми основами ...
Сеть и состав архивов
Фонды государственных хранилищ можно разделить на две большие группы – фонды государственных учреждений и фонды личного происхождения. Вторые, как правило, составляют основу фондов отделов рукописей крупнейших библиотек и персональных фондов соответствующих отделов музеев. Чтобы знать о порядке отложения интересующих исследователя источ ...
Иван
III - военачальник и полководец. Военная операция
Ивана III по завоеванию Новгородской земли
Деятельность князя Ивана III на благо русского государства характеризуется рядом выдающихся военных побед.
Завершение процесса складывания централизованного Московского государства связано с правлением Ивана III (1462– 1505) и Василия III (1505–1533).
Ко времени вступления на Московский великокняжеский престол Ивана III самой крупной ...