История » Промышленный переворот в Германии XIX-начала XX века » Предпосылки промышленного переворота в Германии

Предпосылки промышленного переворота в Германии
Страница 2

Несмотря на компромиссный характер, аграрные антифеодальные реформы, проводившиеся в Германии в первой половине XIX в., сыграли значительную роль в формировании капиталистических отношений [4, с. 84]. Освобождение крестьян от крепостной зависимости создавало условия для организации рынка рабочей силы; лишение дворянства монополии на землю открывало возможность ее свободной купли-продажи; средства, полученные помещиками (и частично государством) от выкупных операций, стали важнейшим источником накопления, способствовали формированию рынка капиталов; реформы создавали условия для развития предпринимательства в аграрном секторе экономики – помещики становились крупными предпринимателями не только в сельскохозяйственном производстве, но и в сфере переработки сельскохозяйственного сырья; из среды крестьян стал выделяться класс капиталистических фермеров (гроссбауэров), появился слой посредников, обслуживающий усложнившиеся нужды сельскохозяйственного производства.

Необходимой предпосылкой промышленного переворота являлись реформы в промышленности и торговле, поскольку их реализация создавала определенные условия для свободы предпринимательства в этих отраслях экономики.

До середины XIX в. в большинстве немецких земель сохранялась цеховая ремесленная система. Официальная отмена цеховых привилегий и цехового права сдерживалась государством, стремившимся взять в свои руки регулирование промышленного производства, наладить контроль за деятельностью предприятий. Например, в горной промышленности государственные чиновники не только выдавали разрешение на производство работ, но и определяли уровень технического оснащения производства, объем добычи, цены, сбыт, отношения с рабочими [2, с. 65].

На германских территориях, находившихся под протекторатом Наполеона, свобода предпринимательской деятельности была установлена в 1808–1810 годах.

В Пруссии в 1806 г. были сделаны только первые шаги в этом направлении, выразившиеся в отмене цеховых запретов в ряде отраслей. В 1808 г. в «Деловой инструкции» были обнародованы основные принципы будущей реформы в промышленности: охрана и рост народного благосостояния возможны только при свободе промышленной деятельности, как в добыче и переработке сырья, так и в его распределении и сбыте.

В 1810 г. в Пруссии был принят указ, законодательно установивший принципы свободы предпринимательства: право на промышленную деятельность получал любой желающий, заплативший промысловый налог. Выдача промыслового свидетельства была беспрепятственной для всех, за исключением лиц, которым подобная деятельность была запрещена судом. Цехи оставались в качестве свободных союзов. Правовые различия между городом и деревней в области промышленности были уничтожены [4, с. 85].

В 1815 г., после Венского конгресса, Пруссия уступила часть своей территории другим государствам, но в ее состав вошли новые провинции. Промышленное законодательство потеряло свою однородность: на Рейне действовало французское хозяйственное право, в Саксонии сохранялся цеховой строй. Новый закон о промысловом обложении (1820) не устранил этих противоречий. В 1835 г. был поставлен вопрос о пересмотре и создании единого для Пруссии промыслового закона.

Необходимым условием становления рыночных отношений являлось преодоление феодальной раздробленности Германии, насчитывавшей к началу XIX в. около 300 самостоятельных государств. Господство Наполеона на немецких землях уничтожило самостоятельность большого числа мелких государственных образований. Однако и после Венского конгресса 1815 г. Германия не стала единым государством. Она являлась формальным объединением 38 самостоятельных государств (Германский союз). Крупнейшими государствами союза были Австрия и Пруссия.

Германский союз номинально являлся крупнейшим государственным образованием Западной Европы. Он представлял собой конфедерацию независимых государств, между которыми отсутствовали прочные связи; не существовало единого законодательства, общей армии, общих финансов, общего дипломатического представительства. Таким образом, создание единого германского государства по-прежнему оставалось насущной задачей.

Межгосударственные таможни сдерживали развитие внутригерманской торговли; по-прежнему внешнеторговые связи развивались активнее. Поэтому таможенное объединение германских земель стало первоочередной задачей.

Прусский таможенный закон 1818 г. уничтожил внутренние границы между отдельными провинциями, входившими в ее состав, отменил всякие запреты и ограничения во внутренней торговле. Закон впервые создал в Германии крупную хозяйственную область, занимавшую площадь в 5 тыс. кв. км с населением 10,5 млн. человек [4, с. 85].

Страницы: 1 2 3

Борьба за лидерство в полит обединении сев- вост. Руси. Первые московские князья, их внутр. И внешн. Политика
Москва долгое время даже не имела своего князя. Москва занимала большую часть по среднему течению р. Москва. Ее земли интенсивно заселялись, т. к. были относительно безопасными. Прикрытая густыми лесами с одной стороны и богатыми соседями с другой стороны. В Москву стекались переселенцы, умножая богатство и силу княжества. На Москву раб ...

Изменение значения великокняжеской думы.
Лишая своих слуг прежнего самостоятельного и независимого общественного положения. Московский государь в то же время ослаблял политическое, правительственное их значение. В удельный период служилые князья и бояре пользовались большим влиянием в качестве самостоятельных советников-думцев; великий князь должен был считаться с мнением свои ...

Демос в конце VII века до н. э.
Большинство демоса составляли крестьяне, матросы, поденщики, ремесленники. Но в VIII—VII веках до н.э. часть демоса разбогатела. Среди демоса появились купцы, владельцы кораблей и мастерских, зажиточные крестьяне. Они сами имели рабов, нанимали поденщиков. Однако весь демос, как беднота, так и богачи, был бесправен и подвластен аристок ...