История » Государственное управление в России в XIX веке - эпоха реформ и контрреформ » Александр II: личность и стиль управления

Александр II: личность и стиль управления
Страница 2

Отмена крепостного права инициировала проведение других реформ. Новый университетский устав (1863 г.) предоставил университетам довольно широкую автономию в решении учебных, научных и административно- финансовых вопросов, включая выборность ректоров, деканов и профессоров с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения. Школьная реформа (1864 г.) утвердила принцип всесословности при получении среднего образования. «Временные правила о печати» (1865 г.) освобождали газеты и журналы от предварительной цензуры. Военной реформой предусматривалось введение нового военно-административного деления – на военные округа (1862-1867 гг.) и замена рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью (1874 г.).

Но наиболее важное влияние на систему государственного управления оказали земская (1864 г.), городская (1870 г.) и судебная (1864 г.) реформы. Так, земская и городская реформы привели к созданию всесословных органов местного самоуправления: земских учреждений в губерниях и уездах, дум и управ в городах. Самой последовательной из реформ оказалась судебная, провозгласившая буржуазно-демократические принципы судоустройства и судопроизводства:

- независимость и отделение суда от администрации; равенство всех перед судом;

- введение институтов присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов);

- установление прокурорского надзора;

- создание более чёткой системы судебных инстанций.

Реформы 1860 –1870-х гг., несмотря на их ограниченность и половинчатость, имели очень важное значение для развития страны и означали первый крупный шаг по пути к буржуазной демократии.

Реформы 60 – 70-х гг. XIX в. вновь пробудили в обществе интерес к проблеме конституционализма. Первоначально конституционное движение развернулось в недрах дворянских собраний, затем, по мере становления земства, его центр переместился в земские учреждения. В земских адресах и ходатайствах, обращённых к верховной власти, нередко содержалось пожелание увенчать реформы конституцией и создать представительное законодательное учреждение. Со временем земское конституционное движение превратилось в значительный фактор общественно-политической жизни страны, оказывало серьёзное влияние на настроения, царившие в правящих кругах, подталкивало к выступлению с конституционными проектами высших государственных чиновников. Однако правительственный конституционализм эпохи реформ так и не достиг масштаба и уровня конституционализма первой четверти XIX в.: он носил более умеренный характер. А само содержание конституционных проектов не выходило за рамки предложений о привлечении выборных депутатов с мест к участию в законотворческом процессе.

Авторами правительственных конституционных проектов периода царствования Александра II были государственные деятели, призванные по должности охранять политический и общественный строй империи. Появились же эти проекты, как правило, в периоды обострения политической обстановки в стране. В 1863 г., во время студенческих волнений и польского восстания, министр внутренних дел П.А. Валуев выступил с предложением реформы Государственного совета. Инициатива шефа жандармов П.А. Шувалова о создании выборной комиссии по разработке законопроектов хозяйственного характера совпала по времени с организованным в 1874 г. народниками «хождением в народ».

Под воздействием социально-политического кризиса рубежа 70 – 80-х гг. XIX в. в правительственных кругах в 1880 г. появился проект о созыве представительного собрания, к работе которого планировалось привлечь депутатов от земств и городов. Его автором был М. Т. Лорис-Меликов, назначенный незадолго до этого министром внутренних дел. «Конституция Лорис-Меликова» (такое название получил этот документ) была одобрена Александром II утром 1 марта 1881 г. На 4 марта было назначено заседание Совета министров для окончательного утверждения лорис-меликовского проекта. Но убийство Александра II народовольцами, случившееся по иронии истории в тот же день – 1 марта 1881 г., перечеркнуло эту весьма умеренную попытку создать высшее представительное учреждение в России.

Последний всплеск правительственного конституционализма приходится на время правления Александра III. В 1882 г. министр внутренних дел Н.П. Игнатьев, заручившись поддержкой славянофильской общественности, предложил создать сословный представительный орган наподобие Земского собора и наделить его законосовещательными полномочиями. Этот проект также не был реализован.

Страницы: 1 2 

Бой двумя колоннами.
Долгое время как Сахаров, так и Солженицын могли встречаться с иностранцами только случайно, они отклоняли все предложения об интервью, с которыми к ним обращались западные корреспонденты, и для этого у них было много причин. Однако с весны 1972 года оба стали искать контактов с работавшими в Москве иностранными корреспондентами: Солжен ...

Древнерусское вече
Вече – один из самых известных и в то же время один из самых загадочных институтов Древней Руси. Все знают, что это орган русского «народоправства». Но что касается реального наполнения данного термина в древнерусских источниках, то исследователи расходятся по целому ряду принципиальных вопросов: · Когда возникло вече как политический ...

Внешняя политика Ивана IV
16 января 1547 года Ивана IV короновали царским венцом. На протяжении четверти века царь Иван Васильевич сам был ведущим дипломатом и главным полководцем Московского государства. Основной задачей внешней политики Московского государства на западе являлась необходимость выхода к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке – борьба с Казан ...