Читральский конфликт и завоевание Кафристана.
Афганистан накануне XX в.Страница 1
вненяя политика афганский читральский
На пограничной территории между Афганистаном и Британской Индией существовало несколько мелких ханств, сумевших при поддержке англичан сохранить формальную независимость от афганских эмиров. Самым крупным была Джандола, где правил Умра-хан, ориентировавшийся на англичан. Но в 1892 г. английские колониальные власти отказались предоставить ему боеприпасы, которые он просил для подавления восстания жителей, завоеванных им земель, и для борьбы с войсками афганского эмира.
В 1893 г. по соглашению Абдуррахмана с Дюранд ом Афганистану была передана территория Асмар, которую к тому времени захватил Умра-хан, но затем вынужден был оставить под натиском афганских войск Хайдар-хана. События 1892— 1893 гг. привели к перемене ориентации Умра-хана, который стал склоняться на сторону афганского эмира. Абдуррахман признал его власть не только над Джандолом, но и над всем княжеством Дир, которое он захватил, изгнав правившего там Мухаммеда Шерифа. Умра-хан пытался распространить свою власть и на племена Свата, а в 1894 г. вторгся в Читрал, в завоевании которого был очень заинтересован Абдуррахман. Читрал в это время находился в вассальной зависимости от Кашмира, и в нем с 1893 г. постоянно находился британский резидент. 1 января 1895 г. правивший в Читрале Низам аль-Мульк был убит, и началась борьба между претендентами на престол.
Англичане поддержали соперников Умра-хана, он же, воспользовавшись смутой, занял южную часть княжества и заключил соглашение с афганским ставленником Шер Афзалем и, видимо, также с Хайдар-ханом о военной поддержке. Имея в своем распоряжении 3—4 тыс. воинов, Умра-хан готовился к захвату всего Читрала, прикрываясь распространенными им самим слухами о том, что он начал священную войну против кафиров долины Башгол и якобы не имеет намерений продвигаться дальше на север. По сведениям английских современников, на помощь Умра-хану были посланы отряды регулярной афганской армии.
С помощью Умра-хана борьбу за читральский престол выиграл Шер Афзаль. Объявив себя правителем княжества, он предложил английскому генералу Робертсу немедленно покинуть территорию Читрала. Робертс отказался, после чего читральское ополчение и отряды Умра-хана осадили укрепление, занятое британскими войсками.
События в Читрале побудили англичан ускорить намеченные ими наступательные действия в северной части полосы независимых племен, чтобы опередить русских в захвате важных в стратегическом отношении районов на подступах к Памиру.
Стремясь во чтобы то ни стало не допустить укрепления власти Шер Афзаля и Умра-хана над Читралом, англичане направили в это княжество значительные воинские силы под командованием генерала Лоу.
В результате английским колониальным властям удалось склонить на свою сторону феодальных вождей, маликов и джирги некоторых племен. Однако вопреки обещаниям маликов и ханов, вооруженные отряды афганских племен заняли все важнейшие перевалы, и англичанам пришлось прорываться с боем.
В конце концов, отрядам генерала Лоу удалось пробиться через Юсуфзайские земли и войти в Читрал. Несколькими днями ранее туда вступил другой английский отряд, следовавший другим путем. С завоеваниями Умра-хана было покончено, и надежды Абдуррахмана на овладение Читралом рухнули. Шер Афзаль был убит, а Умра-хан нашел себе убежище в Кабуле.
Англичане, заинтересованные в овладении путем из Пешавара в Читрал через Дир, вернули трон Мухаммеду Шериф-хану и заключили с ним соглашение. Хан Дира обязался держать открытым путь, построить необходимые почтовые сооружения, ремонтировать дорогу и т. д. За это англо-индийское правительство выплатило Дира ежегодную субсидию в 10 тысяч рупий, предоставило ему 400 винтовок и обязалось не вмешиваться в управление страной. Хан Дира обещал в ответ не взимать пошлин с английских товаров на дороге в Читрал, признавал право англо-индийских властей посылать войска на важные перевалы. Таким образом, Дир превратился в одно из многочисленных вассальных княжеств Британской империи.
Традиционалистско-мусульманская парадигма развития
политико-религиозных отношений. Ислам как фундаментальная основа Оттоманской империи (1517-1871
гг.)
Традиционно принято считать, что тюрко-сельджукские кочевые племена, от которых нынешние турки ведут своё происхождение, приняли ислам в конце X в. Сами турки связывают начало своей истории с именами Османа [Османа I Гази] и его сына Орхана [Урхана]. Некогда кочевники, турки-османы всего за немногим более полутора веков овладели обширно ...
Место и роль ислама
Турция – страна мусульманская. За восемь с лишним веков своего господства на земле Турции, ислам пустил глубочайшие корни. Этому способствовали многие причины. На протяжении существования Румского султана и Османской империи султаны соединили в своих руках светскую и духовную власть – эмират и имамат, как это предписывают кануны ортодок ...
Создание новых органов власти: Временное правительство, Советы рабочих и
солдатских депутатов
Революционные выступления рабочих и солдат Петрограда 27 февраля 1917 г. привели к свержению самодержавия в России.
Во время восстановления из числа либеральных депутатов Государственной Думы образовался временный думский комитет, который в ночь на 28 февраля провозгласили о взятии власти в стране. Одновременно представители левой соци ...