История » Зарождение государственности у восточных славян. Принятие Русью христианства. Россия во времена царского правления и в эру СССР » Эконом. и полит. кризис в Советской России 1920-1921гг. Новая экономическая политика: предпосылки. содержание, сущность, противоречия, значения

Эконом. и полит. кризис в Советской России 1920-1921гг. Новая экономическая политика: предпосылки. содержание, сущность, противоречия, значения
Страница 2

Внутреннее положение в стране в результате Гражданской войны и проведения политики “военного коммунизма” было крайне тяжелым: экономический кризис (сокращение производства, падение национального дохода и т. д., снижение уровня жизни народа); политический кризис (недовольство населения, особенно крестьянства, политикой правительства — продразверсткой, уравниловкой, всевластием комиссаров); расслоение внутри правящее партии на руководство и партийную массу; появление различных оппозиционных групп (группа “демократического социализма”, “рабочая оппозиция”); определенное разочарование неудачами быстрого, “военно-коммунистического” способа построения нового общества и т. д. Показателем наступавшего глубокого кризиса служили вооруженные выступления с участием казаков и - крестьян (Украина, Поволжье, Сибирь, Северный Кавказ). Наиболее крупное восстание произошло в Тамбовской губернии летом 1920 г. Возникла угроза новой гражданской войны. В 1920 г. шли поиски путей преодоления кризиса. VIII Всероссийский съезд Советов, утвердив курс на продолжение “военно-коммунистической” политики, преобразование народного хозяйства на основе плана ГОЭЛРО, с другой стороны, призвал опираться на “старательного крестьянина”, воздерживаться от массового создания коммун и совхозов в деревне, бороться с излишней централизацией и бюрократизмом. X съезд партии (март 1921 г. ) утвердил важнейшие направления новой экономической политики: замена продразверстки продналогом, позволившим оставлять в хозяйстве продукты для продажи на рынке; разрешение вести частную торговлю; создание мелких частных предприятий, допущение государственного капитализма (концессии, аренда небольших промышленных предприятий и земли); замена натуральной оплаты труда денежной, зависевшей от количества и качества труда; введение хозяйственного расчета на предприятиях; отмена всеобщей трудовой повинности, организация бирж труда. Нэп означал переход к рыночным отношениям, но в условиях господства государственной формы собственности и централизованных методов управления подобная политика не могла быть реализована в полной мере. Нэп принес ощутимые результаты — оживление производства и торговли, восстановление разрушенного хозяйства (был почти достигнут довоенный уровень развития экономики). Но внутренние противоречия новой политики, непоследовательность в ее проведении предопределили ее свертывание. В партийном руководстве шли дискуссии о судьбах нэпа (позиции В. И. Ленина, Н. И. Бухарина, Л. Д. Троцкого и др.). Характер и значение нэпа обсуждается учеными и политиками в наше время. Переход к нэпу означал и смену внешнеполитического курса. В начале 1920-х гг. были предприняты усилия по прорыву экономической и дипломатической блокады Советского государства: подписание в 1921— 1922 гг. торговых соглашений с рядом ведущих стран; участие России в Генуэзской и Гаагской конференциях (1922). Направленность внешней политики менялась в связи с отказом от курса на немедленную мировую революцию и необходимостью перехода к мирному сосуществованию и экономическому сотрудничеству с другими государствами.

Страницы: 1 2 

Смерды.
Древнерусские смерды XI-XII в.в. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хо­зяйство. Князь давал смерду землю при усло­вии, что тот будет работать на него. В слу­чае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к ...

Биография - Андрей Дмитриевич Сахаров.
Андрей Дмитриевич Сахаров, всемирно известный ученый и общественный деятель, родился 21 мая 1921 года в Москве. Его родители- Сахарова Екатерина Алексеевна и Сахаров Дмитрий Иванович, преподаватель физики, автор ряда учебников и задачников по физике, а также многих научно- популярных книг. Впоследствии Дмитрий Иванович был доцентом кафе ...

Образование, наука, культура.
В 1965-1985 гг. получили дальнейшее развитие образование, наука, культура, литература. Укреплялась материальная база учебных заведений, росло число выпускников. Так, в конце 70-х гг. примерно 70% учащихся занимались в школах, построенных за последние 20 лет. В то же время стала проявляться тенденция снижения уровня подготовки в общеобр ...