Поучение Владимира МономахаСтраница 1
Русская литература XI-XII вв. удивительна по своему характеру. Почти каждый памятник литературы этой эпохи воспринимается как своего рода небольшое чудо. Правда, каждое из этих чудес в той или иной мере объясняется литературоведами: мы можем вскрыть его истоки в русских, византийских и других книжных традициях, в общественной жизни Руси, в исторической обстановке. Тем не менее каждый памятник в той или иной мере удивляет своей непохожестью на другие.
Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием "Поучения", написаны в конце XI - начале XII в.
"Поучение" дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком "Слова о полку Игореве" в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным.
То, что мы называем "Поучением" Мономаха, по существу является своеобразным собранием его сочинений: здесь собственно "Поучение", его автобиография и письмо к князю Олегу.
Особенно поражает и удивляет замечательное письмо Мономаха знаменитому Олегу Святославичу ("Гориславичу"), как называет его автор "Слова о полку Игореве" за то горе, которое он принес своими братоубийственными войнами Русской земле). Письмо это частное, личное. Обстоятельства, которые дали повод для написания письма, исключительны, и сама тональность письма, его содержание также совершенно исключительны и производят на современного читателя сильнейшее впечатление.
О чем мог писать могущественнейший князь, владения которого были тогда самыми обширными в Европе, своему заклятому врагу, потерпевшему страшное поражение? Преступление Олега было тем более ужасно, что убитый Изяслав приходился крестным сыном Олега. Со средневековой точки зрения Олег был сыноубийцей. Он крестил Изяслава в один из коротких промежутков между войнами с Мономахом. Может быть, Мономах торжествует свою победу над ним? Может быть, он пишет ему злорадное письмо? Может быть, он ставит ему какие-либо условия и требует принести повинную, отказаться от своих прав на владения в Русской земле?
Нет! Письмо Мономаха поразительно. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в Русскую землю и получить полагающееся по наследству княжество, просит забыть обиды.
Письмо победителя Мономаха к своему побежденному врагу начинается в покаянном тоне: "О, многострастный и печальны аз! Мономах излагает повод, послуживший к написанию письма - убийство Олегом сына их обоих, - и высказывает мысль, что жизнь человеческая в руках божьих (то есть - виноватых нет!), а затем пишет: "Егда же убиша детя мое и твое пред тобою, и бяше тебе, узревше кровь его и тело увянувшю (следовало бы тебе, увидя кровь его и тело увянувшее), яко цвету (цветку) нову процветшю, яко же агньцю заколену, и рещи бяше, стояще над ним, вникнущи в помыслы души своей: "Увы мне! что створих! И пождав его безумья, света сего мечетнаго кривости ради налезох грех собе, отцю и матери слезы [2,4].
Мономах всячески подчеркивает, что он не собирается мстить Олегу: "Дивно ли, оже мужь умерл в полку (в сражении) ти? Лепше суть измерли и роди наши". Перед нами поразительная для своего времени переделка обычной воинской формулы ободрения воинов перед битвой: "аще мужь убьен есть на рати, то кое чюдо есть?"
Чешские земли в 50-60-е годы XIX в.
События революции 1848 - 1849 гг. явились рубежом в переходе чешского общества от феодализма к капитализму. Отмена барщины, распад сложившихся классов-сословий, отказ от наиболее отсталых патриархальных традиций в общественной жизни, целенаправленная экономическая политика государства, провозгласившего свободу предпринимательства, созда ...
Борьба за лидерство в полит обединении сев- вост. Руси. Первые московские
князья, их внутр. И внешн. Политика
Москва долгое время даже не имела своего князя. Москва занимала большую часть по среднему течению р. Москва. Ее земли интенсивно заселялись, т. к. были относительно безопасными. Прикрытая густыми лесами с одной стороны и богатыми соседями с другой стороны. В Москву стекались переселенцы, умножая богатство и силу княжества. На Москву раб ...
Категории населения.
Кроме феодалов, в Киевской Руси существовали свободные крестьяне - общинники, свободное городское население, феодально-зависимое население, рабы. ...