Развитие идеологии немецкой социал-демократии в ЧСР в 1930-е гг.Страница 1
Вынужденная действовать в специфических условиях, партия судето-немецкой социал-демократии искала собственную идейно-теоретическую ориентацию. И, если идейно-теоретические работы ее идеологов и ее постулаты до середины 1930-х гг. отталкивались от наработок социал-демократии довоенной Австрии, то с середины 1930-х гг. усилиями молодой генерации партийных теоретиков и идеологов была сделана попытка обосновать национальные права немцев в ЧСР на качественно иных началах – исходя из принципов "народного социализма" и концепции "второго государствообразующего народа".
Концепция "немецкого народного социализма" явилась логическим продолжением идейных разработок молодых оппозиционеров во главе с В. Якшем и Э. Францелем. Эти два разных по характеру, положению в партии, образованию человека образовали дружеский союз, который основывался на близких идеологических позициях. Францель отмечал, что уже в конце 1920-х гг. у него и Якша стали формироваться идеи создания единого "национального народного фронта", который бы объединил всех судетских немцев. Сам Францель неоднократно выступал с идеей "великогерманской культурной миссии судетских немцев", противопоставляя ее попыткам отдельных идеологов обосновать существование так называемой "богемской культуры" как синтеза немецкой и чешской национальных культур. Якш также неоднократно высказывался за примат "национально-культурных решений" в политической линии партии судето-немецкой социал-демократии.
Якш принял участие в полемике о характере событий 1933 г. в Германии и 1934 п-в Австрии. Несмотря на внешний оптимизм, они не могли скрыть своего разочарования. В нелегальной брошюре В. Якш подчеркивал, что поражение германского рабочего движения является крупнейшей трагедией в истории человечества со времени мировой войны. В отношение австрийских событий В. Якш признавал, что "клерикало-фашисты одержали победу", отмечая при этом, что победители сами не верят в Длительность своего господства. Идея об отсутствии четкой политической ориентации у сил правой реакции, в первую очередь, у генлейновцев, была одной из главных в идеологическом наборе В. Якша. Разбирая вопрос о причинах поражения австрийской социал-демократии, Якш отмечал, что австрийский рабочий класс не стремился действовать стихийно, без руководства, но главная причина его поражения заключается не в отсутствии руководства, а в недостатке сил.
Более критично высказался о событиях в Австрии Э. Францель. Исследуя военно-политические аспекты февральских боев, он подверг критике тактику обороны, которую исповедовали теоретики австромарксизма. Главным победителем в Австрии Францель считал нацистов, особо подчеркивая, что они "смогли получить на свою сторону рабочих". Он видел две основные проблемы, которые встали особенно остро перед международной социал-демократией: во-первых, рабочий класс не может одержать победу без поддержки остального населения; во-вторых, необходимо отказаться от оборонительной тактики и перейти в наступление. Однако путей для перехода в наступление Францель указать не смог. В целом в оценках лидеров судето-немецкой социал-демократии сказывалась традиционная связь с австрийскими социал-демократами.
В наиболее полной форме концепция народного социализма была изложена В. Якшем в работе "Народ и рабочий" (1936 г.). Во введении вице-председатель НСДРП(Ч) особо подчеркивал, что к размышлениям о новом понимании социализма его подтолкнули два основных фактора: поражение социал-демократии в Германии и Австрии и идеологическая дискуссия в рядах германской социал-демократической эмиграции. "Народ и рабочий" базировалась на положениях работ Якша за период 1933–1935 г., в том числе, брошюре "Что ожидает Австрию?" (1934 г.). Он использовал работы О. Штрассера ("Марксизм мертв", 1935 г.), О. Бауэра ("Между двумя мировыми войнами" 1936 г.).
Значение христианизации страны
Утверждение монотеистической религии способствовало укреплению великокняжеской власти, ликвидации «дофеодальной раздробленности», присущей Руси вплоть до конца Х в., когда в ряде восточнославянских земель существовали собственные князья под эгидой Киева.
Христианство сыграло исключительно крупную роль в идеологическом обосновании власт ...
Итоги
революции и Гражданской войны для аграрной сферы
• Уничтожение крупных земельных владений и их раздел. В итоге каждая крестьянская семья получила в среднем по 2-0,5 га на человека. В 1914 г. было 16 млн. крестьянских хозяйств, в 1924 г. - 24 млн. Последствия этого: дробление и измельчение крестьянских наделов; уменьшение производства зерна на продажу (до революции 70 % товарного хлеба ...
Эпоха дворц. переворотов. Общая характеристика внутренней и внешней
политики России в это время
Воцарение Екатерины I (1725-1727) привело к резкому усилению позиций Меншикова, который стал фактическим властелином страны. Попытки несколько обуздать его властолюбие и корыстолюбие с помощью созданного при императрице Верховного тайного совета (ВТС), которому подчинялись первые три коллегии, а также Сенат, ни к чему не привели. Более ...